Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: siapress.ru
8 апреля Роспечать обратилась с призывом «ко всем книжникам». В котором выражалась уверенность: «мы — прорвемся». В подтверждение чего приводилось изречение йога Шри Ауробиндо: «Если перед тобой великая цель, а возможности твои ограничены, - всё равно действуй, ибо только через действие могут возрасти твои возможности». Впрочем, помимо призыва утешаться восточной философией в обращении содержится и более практичное наблюдение: «Самое главное в сложившейся ситуации - не впадать в панику и отчаяние, не терять самообладания, стараться мыслить конструктивно и помогать друг другу».
Во исполнение этого призыва «Год Литературы» обратился к создателям ряда независимых издательств, специализирующихся в первую очередь на детской иллюстрированной, интеллектуальной и арт-литературе, то есть наиболее хрупких сегментах книжного рынка, с тремя вопросами:
- как пандемия коронавируса уже сказалась на вашей деятельности?
- что вы намерены предпринять в первую очередь?
- что вам кажется необходимым предпринять в первую очередь на федеральном и региональном (московском, петербургском и т.д.) уровне?
Издатель Дмитрий Аронов
Мы - микроиздательство, и наши проблемы несколько отличаются от проблем «больших» издательств. Но, как и другие издатели, боимся, что магазины начнут задерживать выплаты за проданный товар, а кто-то закроется, не вернув ни денег, ни книги. Боимся, что стоимость печати подорожает, а спрос упадет. Понятно, что и до карантина доля продаж через крупные онлайн-магазины была огромной, а теперь она увеличится практически до 99%. И вот тут у микроиздательств начинаются проблемы. «Озон» не сотрудничает напрямую с издательствами, у которых менее 20 позиций в прайс-листе. А «Лабиринт» требует скидку 30 процентов от цен для других книжных. То есть в зоне риска действительно маленькие (до 20 изданий в прайсе) издательства, им крайне трудно пробиться на этот рынок. Нужно нам как-то объединятся и отстаивать свое право на существование.
На государственном уровне, мне кажется, важно сохранить/повысить конкуренцию,
не допустить образования монополистов в книжной торговле и книгоиздании.
Это всем на пользу. Так и цены будут ровнее и ниже, да и книг интересных и красивых больше. Не знаю, каковы налоги и пошлины на импортные полиграфматериалы - а мы печатаем свои книги только на импортных, - но стоимость изготовления книги за границей чаще дешевле. Есть над чем подумать.
Худшее, наверно, это деньги раздавать
- получат их все равно только самые «сильные», пронырливые и хитрые, как раз те, кому помощь нужна меньше всего. Отмена НДС поможет небольшим издательствам и магазинам, все они, как правило, на упрощенной системе.
Генеральный директор издательства «Индивидуум» Алексей Докучаев
- Пандемия, естественно, сказалась на нашей деятельности. Резко упали продажи бумажных книг, отменены все офлайновые мероприятия, некоторые партнеры сообщают о вынужденных отсрочках платежей за проданные книги.
- Обе наши редакции (Individuum Books и Popcorn Books) работают в обычном режиме, тексты пишутся, переводятся, редактируются и готовятся к выпуску. При этом, как и многие коллеги, мы почти остановили печать тиражей на время карантина, а премьеры своих новинок перенесли в интернет, на Букмейт. Недавно, например, мы совместно с проектом Bookmate Originals представили последнюю книгу Эдуарда Лимонова «Старик путешествует». Но уже на следующей неделе бумажная версия поступит в продажу — мы верим, что ее будут читать не меньше, чем электронную. Мы активно работаем с книжными магазинами, запускаем совместные акции, проводим эфиры с авторами и призываем читателей поддерживать книжный бизнес всеми доступными способами.
- Мне кажется, что государство не должно дотировать бизнес, но оно может создать условия, которые помогут этому бизнесу выжить. Основных направлений, по-моему, два. Первое связано с пропагандой чтения как такового. Не выказывая преференций,
государство могло бы с помощью своих медиа и сетевых ресурсов пропагандировать чтение как досуг.
Этим и так занимаются все цифровые платформы, но, конечно, даже совокупные возможности игроков рынка не сравнятся с государственными. Мне кажется чрезвычайно важным и полезным вполне на государственном уровне делом напомнить людям, что читать здорово. А что, где и в какой форме, читатель сам разберется. Второе направление экономическое. Издательский рынок, как, подозреваю, и многие другие, сейчас ждет кризис неплатежей по всей цепочке производства, поэтому простой (это важно) доступ к дешевым деньгам, например, мог бы помочь очень многим компаниям не вынужденно перекладывать тяготы кризиса на плечи коллег, а потратить это время на развитие, скажем, электронных продаж, что впоследствии привело бы к общему росту. И конечно, сейчас очень нуждаются в помощи книжные магазины, и маленькие и большие, поэтому как минимум отсрочки арендных и налоговых платежей тоже сильно помогли бы.
Анна Коростелева, руководитель и основатель издательства российских авторских комиксов "Комикс Паблишер"
- Непосредственным образом.
Налоговых каникул нам не дали, магазины закрыты, продажи рухнули.
Люди предпочитают тратить на еду, нежели на книги, потому что боятся потерять работу после всего этого и берегут деньги. Еще и на фоне эта свистопляска с нефтью.
Мы и так были в шатком положении, сейчас очень высока вероятность либо закрытия, либо погружения издательства в летаргический сон на неопределенное время.
Торговые точки сейчас не выплачивают долги. - В планах было усилить интернет-продажи, но не получилось, так как люди напуганы. Сделали бесплатный онлайн-курс для начинающих авторов комиксов.
-
Реализовать наконец-то предоставление бесплатных услуг по крипто-защите,
то есть оформление ключей подписи напрямую от налоговой, в том числе для участия на порталах госуслуг,
дать закупать библиотекам напрямую книги от издательства, а не через посредников.
Снижение НДС, чтобы книги стали доступнее, возможность на льготных условиях открывать небольшие книжные магазины и лавки после снятия карантина. Уличная торговля - это скотские условия, простите, нужны небольшие магазинчики в помещениях с минимальными налогами, в прямую аренду от города. Льготы по предоставлению кассового оборудования в первый как минимум год после открытия.
По сути, реализовать много чего обещанного по мелочи. Так как эти мелочи не дают нормально развиваться. Решение многих подвисших вопросов уже поможет.