01.07.2020
Рецензии на книги

Дети и соцсети

И всё-таки что такое интернет — благословение небес или абсолютное зло? Разбираемся вместе с героями новой подборки книг для подростков

И всё-таки, что такое интернет — благословение небес или абсолютное зло? Разбираемся вместе с героями новой подборки книг для подростков
И всё-таки, что такое интернет — благословение небес или абсолютное зло? Разбираемся вместе с героями новой подборки книг для подростков

Текст: Ольга Разумихина

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложки взяты с сайтов издательств

Наталья Вишнякова. «Не плачь»

М.: КомпасГид, 2020

Костя — одарённый юноша, который успевает по всем школьным предметам, на досуге вместе с бабушкой осваивает рецепты из кулинарной книги Джейми Оливера, а ещё вздыхает по однокласснице Юльке, по уши влюблённой в Олега — главного хулигана в классе. От обычного подростка его отличает только одно: Костя прикован к инвалидной коляске, и надежд на излечение нет. Поэтому неудивительно, что значительная часть жизни героя проходит в интернете. Благодаря Всемирной паутине Костя каждый день созванивается с единственным другом — Алексеем, тоже инвалидом. Однажды Лёша с Костей долго разговаривают о том, что подросткам, лежащим в больницах, не хватает общения, понимания и положительных эмоций, — и решают запустить флэшмоб #не_плачь. С тех пор им каждый день приходят письма, в которых ребята с тяжёлыми заболеваниями рассказывают о своих недугах, а также об отношениях с родителями и сверстниками, — и инициаторы проекта отвечают каждому. Вот только Костя подходит к компьютеру не только для того, чтобы пообщаться с Алексеем и участниками флэшмоба: он хочет найти в соцсетях брата, которого не видел уже лет десять. Но, может, некоторые тайны так и должны оставаться тайнами?

Тем временем Юлька участвует в другом сетевом челлендже. Они с тем самым хулиганом придумывают друг другу задания, чтобы доказать: ради любви они готовы на многое. Но что, если реальный Олег — совсем не тот романтик, за которого выдаёт себя в интернете? Ещё один персонаж повести — во избежание спойлеров не будем называть его имени — снимает и выкладывает в интернет ролики с тегом #справедливость, но содержание видео более чем сомнительное. Что он хочет донести этими публикациями — и какими будут последствия, если учителя и одноклассники узнают, кто скрывается под аватаром?

«Не плачь» — дебютное художественное произведение Натальи Вишняковой, которая работает преподавательницей русского языка и литературы в московской школе. Прежде чем написать эту повесть, Наталья публиковала статьи по критике и филологии, так что профессионализм автора виден невооружённым глазом. Иногда это, правда, мешает поверить в подлинность героев (несмотря на то, что, судя по признанию Вишняковой в интервью «Библиогиду», у некоторых персонажей есть прототипы): ну не могут подростки изъясняться таким высоким слогом. Однако, за исключением этой ложки дёгтя, дебют удался. Вишняковой удалось создать живые характеры и деликатно поговорить с юным читателем о проблемах, которые частенько замалчивают. При этом «Не плачь», несмотря на обилие в повести персонажей с искалеченными судьбами, — ни разу не «чернуха». Автор умудряется сохранить оптимистичный тон даже при описании крайне сомнительных поступков Костиных и Юлькиных знакомых и дать читателю понять: время, конечно, нельзя отмотать назад, но многие ошибки вполне поддаются исправлению. И да, иногда в этом помогает именно интернет.

Арнар Маур Арнгримсон. «Сага о юном Сёльви»

Пер. с исландск. Бориса Жарова, пер. стихов Алексея Олейникова. — М.: Самокат, 2020

Познакомившись с героями Вишняковой, оставим на время российских школьников и переместимся в Исландию вместе с Арнаром Мауром Арнгримсоном, работа которого — почти полная противоположность повести «Не плачь». И правда, помимо основной темы — реальной и виртуальной жизни современных подростков — и того, что обе книги являются дебютами, между «Не плачь» и «Сагой…» нет почти ничего общего. Главный герой Арнгримсона, пятнадцатилетний Сёльви, не пишет письма любимой, не выкладывает шок-контент и не занимается благотворительностью. Строго говоря, он вообще не занимается ничем, кроме «сёрфинга». Приходя из школы, юноша сразу же запирается в комнате, чтобы не слышать бесконечных ссор матери и отца, и играет в GTA, сидит в Фейсбуке, смотрит фильмы и эротические видео. Единственное его занятие, никак не связанное с Сетью, — сочинительство: иногда Сёльви пишет рэп-тексты.

Родители подростка, разумеется, недовольны его асоциальным поведением, низкой успеваемостью и агрессией. В наказание они отправляют отпрыска в глушь к бабушке, да ещё и отбирают мобильный. По дороге в «проклятую деревню» — последние часы со смартфоном! — Сёльви засыпает сообщениями единственного друга — Скугги, который, тоже просиживая часы за компьютером, умудряется оставаться внимательным сыном и братом. Сможет ли Сёльви продержаться три месяца без интернета? Найдёт ли общий язык с чудаковатой бабушкой, а также с новыми соседями — ребятами, привыкшими к куда более старомодному досугу: играть в футбол, ходить в походы, помогать родителям по дому, в конце концов?

Автор  ведёт повествование нарочито медленно (хотя чего ещё ожидать от исландской «саги»). Арнгримсон детально описывает интерьеры и перечисляет неимоверное количество песен, альбомов, фильмов и книг, с которыми знакомится герой — и при этом держит читателя в напряжении, раз за разом обманывая его ожидания. Поначалу книга кажется предсказуемым «романом воспитания» о том, что реальная жизнь лучше сетевой, затем превращается чуть ли не в психологический триллер — и буквально за пять страниц до конца удивляет очередным неожиданным поворотом. Наконец, стихи Сёльви заслуживают отдельной похвалы: нарочито неумелые, они дают исчерпывающее представление о внутреннем мире героя, который и боготворит и ненавидит самого себя. Словом, знакомство с «Сагой…» может оказаться весьма интересным опытом — как для юного, так и для уже взрослого читателя, желающего узнать, «а как у них». Но следует быть готовым к тому, что здесь содержатся довольно провокационные сцены сексуального характера.

Аарон Хартцлер. «Не нужно молчать»

Пер. с англ. Елены Фельдман. — М.: Клевер-Медиа-Групп, 2019

И снова телепортируемся в другую страну: нас ждут Соединённые Штаты Америки, штат Айова. Здесь в небольшом городке, где и стар и млад бредит баскетболом, живёт главная героиня романа «Не нужно молчать» — семнадцатилетняя Кейт. Она растёт в благополучной семье. Конечно, её родственники не без тараканов в голове: отец постоянно проигрывает деньги в букмекерских конторах, мама много лет сидит на разных диетах, а младший брат корчит из себя знаменитого спортсмена, — но в целом всё тихо и мирно. До того момента, пока Кейт не отправляется на вечеринку, организованную Дуни — одним из членов местной баскетбольной команды юниоров «Флибустьеры». Кейт перебирает с алкоголем и просит друга детства подвезти её домой, добирается до кровати и проваливается в сон. А на следующий день узнаёт, что на вечеринке произошло что-то ужасное…

В поисках правды о событиях той ночи Кейт пролистывает бесконечные френдленты в Фейсбуке, Твиттере и Инстаграме. Неужели ребята из команды — мальчишки, которых она знает с самого детства — причинили вред её однокласснице Стейси? Наверное, это только слухи. Или, может, сама Стейси решила за что-то отомстить юношам? Но, как бы то ни было, почему пользователи, не разобравшись в ситуации, называют девушку «мусором» и кое-как покрепче? Кейт понимает, что кибербуллинг, или, иными словами, травля в интернете — явление, с которым не хотел бы столкнуться никто, и даже не хочет представлять, насколько тяжело сейчас Стейси. Но то, что история получила такую огласку в интернете, с какой-то стороны неплохо: подобрав комбинацию из нужных хештегов, Кейт сможет добраться до истины и наказать виновных.

Как и многие авторы, первую страницу романа Аарон Хартцлер традиционно отводит посвящениям. Среди них есть следующие: «Рэйчел Паркер — первому человеку, который показал мне, что значит быть одновременно писателем и феминистом» — и ещё одно: «Всем Стейси, чьи истории так и не были рассказаны». Увы, эти посвящения представляют собой огромный спойлер, поэтому, ознакомившись со списком действующих лиц, даже не самый проницательный читатель сразу поймёт, кто преступник, а кто жертва. Аарон Хартцлер так старался быть поучительным (а может, просто решил «хайпануть» на теме феминизма — кто знает), что напрочь забыл простую истину: герои должны быть в первую очередь живыми людьми, а не иллюстрациями к той или иной идее, пусть даже очень важной и нужной.