08.07.2020
Литучеба

Литературное творчество по-петербургски

О только что открытой в СПбГУ магистерской программе творческого письма рассказывают ее руководитель Андрей Аствацатуров и ее вдохновитель Вадим Левенталь

Интервью: Михаил Визель

Фото: NSmirnova/Wikipedia

На фото: коридор СПбГУ

На этой неделе стало известно, что на филфаке Санкт-Петербургского университета открыт набор на новую магистерскую программу, названную просто: «Литературное творчество». И таким образом, можно констатировать, что извечное культурное противостояние двух российских столиц обогатилось новым измерением: в московском университете ВШЭ аналогичная (во всяком случае, по названию) программа открылась несколько лет назад.

Мы попросили комментариев у руководителя петербургской программы Андрея Аствацатурова (которого, пользуясь случаем, поздравляем с только что прошедшим днем рождения) и вдохновителя программы Вадима Левенталя.

Андрей Аствацатуров, филолог, писатель, доцент СПбГУ, и.о. зав. кафедрой Междисциплинарных исследований в области языков и литературы

Когда и как возникла идея создания новой магистерской программы? Какими словами пришлось убеждать университетское начальство?

Андрей Аствацатуров: Идея создания программы "Литературного творчества" принадлежит Вадиму Левенталю. Он ее высказал на встрече ректора СПбГУ Н.М. Кропачева с российскими писателями. Идею поддержал профессор СПбГУ А.Д. Степанов, филолог и писатель, сказал, что в СПбГУ есть все возможности для организации подобной программы, что коллеги, сотрудники СПбГУ смогут подготовить для будущих слушателей интересные курсы. Помню, все, кто присутствовал на встрече, чрезвычайно оживились.

Герман Садулаев, сам выпускник нашего университета, сказал, что университету давно уже пора открыть это направление, что он готов сотрудничать, читать отдельные лекции, проводить мастер-классы.

На следующий день ректор мне позвонил и предложил заняться организацией этой программы, учредить совет и начать разработку учебного плана. Поэтому можно сказать, администрация никаких препятствий нам не чинила, а напротив, сразу же поддержала инициативу.

Чем ваша программа напоминает и чем отличается от одноименной программы, запущенной несколько лет назад в ГУ ВШЭ усилиями Майи Кучерской?

Андрей Аствацатуров: Майя - замечательный писатель и, как мне довелось многократно удостовериться, очень сильный профессиональный педагог. Она стажировалась в США и активно использует западные наработки и методики, делая это умело и квалифицированно.

Наши программы, разумеется, различаются. Это неизбежно, поскольку мы преподаем не научную дисциплину, где есть общая методология и принятая система понятий, а крайне специфическое знание, систему которого каждый понимает по-своему.

Скажем, Майя больше уделяет внимание творческим упражнениям. Я от них тоже не отказываюсь, но большее внимание уделяю конкретным приемам и тому, как они реализуются в творчестве классиков и наших современников. Найти прием, раскрыть секрет, потом научиться его самостоятельно использовать - это, как мне кажется, самая важная задача для будущего автора.


Я стараюсь учить одновременно писать и читать. Эти два вида деятельности связаны неразрывно и развиваются за счет друг друга.


Кроме того, у нас разные учебные планы. Помимо собственно творческих семинаров мы предлагаем студентам ряд крайне полезных филологических дисциплин, историко-литературные курсы (разумеется, ориентированные на прочтение конкретных текстов), большой курс по стилистике, ряд практик, связанных с литературным редактированием.

Мы с Майей уже активно сотрудничаем, часто встречаемся и беседуем - я принимал участие в работе организованной ею летней школе. Надеюсь приехать на какое-то длительное время в Москву и ближе познакомиться с тем, что делают коллеги.

Вадим Левенталь, писатель, редактор

Идея не мне первому пришла в голову. Она вообще давно носилась в воздухе. Разве что мне проще было подкинуть эту идею ректору — я человек не университетский, с чужим начальством всегда проще. Так что так и получилось — я попросил слова и сказал, что такие программы есть во всех университетах в Штатах и в Европе, и нам бы тоже надо. Причем


не потому, что низкопоклонство перед Западом или карго-культ, а потому, что в таких программах реально есть смысл.


Мне кажется, тут даже не в том дело, чтобы готовить писателей — все-таки это еще бабушка надвое сказала, можно ли научить быть писателем. Дело в другом, в том, что такой курс необходим очень многим людям других профессий, которым, хоть они и не метят в Толстые, нужно регулярно писать большие тексты. И не инструкции, не руководства по эксплуатации, а почти художественные — скажем, с некоторыми риторическими задачами. От адвоката, сочиняющего речь, до политика и его спичрайтера. А ведь у многих мозг леденеет от мысли о необходимости написать какой-нибудь простейший отчет. И это при том, что школьные сочинения вообще отменили, то есть для подавляющего большинства населения написать даже небольшой связный и удобочитаемый текст — непосильная задача. Отсюда простой вывод — очень скоро, уже сейчас,


человек, способный написать такой текст, будет цениться вдвое больше столь же компетентного, но «немого» профессионала.


Поэтому горячо рекомендую всем записываться на новую программу, а в профессионализме команды, которая ее подготовила и будет вести, я не сомневаюсь.