САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Толстая, Степнова, Кучерская и слоны-зоологи

В Высшей школе экономики прошла двухдневная конференция «Теории и практики литературного мастерства» — первый в России научный форум по Creative Writing

Teorii-i-praktiki-literaturnogo-masterstva
Teorii-i-praktiki-literaturnogo-masterstva

Текст: Александра Новикова

Фото Анны Правдюк и Анны Екомасовой из фейсбучной группы «Литературное мастерство»

На фото: Татьяна Толстая (слева) и Майя Кучерская

В 50-е годы, еще до того, как киноправа на «Лолиту» принесли ему материальное благополучие, Владимир Набоков очень хотел занять место завкфедры славистики одного из американских университетов. Но этому резко воспротивился Роман Якобсон, чье слово в американской славистике значило очень много. При этом на упрек: «Но ведь Набоков крупный писатель!» - он, по легенде, мгновенно ответил: «Слон - тоже крупное животное, но он не может заведовать кафедрой зоологии!» Вопрос «может ли писатель научить писать других?» приобрел новую остроту в XXI веке, когда наряду и вместе с Литературным институтом, многолетней советской кузницей «инженеров человеческих душ», появились не такие уж малочисленные литературные курсы, обозначаемые не очень привычным пока американским Creative Writing. Конференция по этому самому creative writing параллельно ММК(В)Я прошла в НИУ ВШЭ, где существует даже целая магистерская программа. Писатели, филологи, поэты, журналисты, критики - преподаватели литературного мастерства - поделились опытом, рассказали об истории и предпосылках нового для России научного направления, а также предложили свой инструментарий для проведения семинаров по «творческому письму». Как это было - докладывает магистрант программы "Литературное мастерство" Александра Новикова.

Главные гости

Конференция, посвященная литературному образованию и писательскому мастерству - событие непривычное и для академического, и для литературного российского мира: вспоминая шутку Романа Якобсона, в ней соединились и зоологи, и слоны. То есть и те, кто пишет, и те, кто учит, и те, кто изучает все это вместе. Программа конференции пестрела именами именитых гостей и известных авторов. Джайлс Фоден, английский писатель, наиболее известный своим романом "Последний король Шотландии", экранизированным и получившим «Оскара» в одной из номинаций, открыл конференцию лекцией об истории Creative Writing в Европе, различиях английской и американской школы CW и знаменитой программе по креативному письму в университете в Норвиче, где Фоден и преподает. Писатель сделал акцент и на практической составляющей курсов, отметив, что необходимо объединить творческий и критический процесс: читать произведения друг друга и обсуждать. 

Первый день конференции завершил public talk с Татьяной Толстой, собравший большой актовый зал. Получился не только разговор, но и небольшой урок по этому самому creative writing. Писательница вспоминала, как учила своих студентов в Америке, зачитала фрагмент рассказа "Легкие миры" о той поре, дала несколько советов тем, кто хотел бы написать свое произведение, и резюмировала: "Бездарный текст имеет ноль волшебства".

конференция по литературному мастерству_01

Creative Writing à la russe

Несмотря на то, что эта конференция - первая в России по creative writing, выяснилось, что, как и любая наука, литературное мастерство имеет свою историю (пусть и не оформленную в учебники). О Льве Толстом как об одном из учителей creative writing в созданной им школе для крестьянских детей рассказала Наталья Осипова; а в докладе научного руководителя магистерской программы "Литературное мастерство" Майи Кучерской говорилось, как в писателей превращали сельских корреспондентов в 1920-е годы.

С другой стороны

Помимо действующих преподавателей литературного мастерства в России, свой опыт и отношение к этому новому направлению в образованию высказали изучившие этот курс: выпускники магистратуры "Литературное мастерство" и курса Creative Writing School. 

Практическая польза литературных курсов на деле: в этой секции выступила выпускница курса CWS Любовь Баринова, которая вывела свою формулу успеха:


когда идешь учиться, нужно понимать, чего конкретно ты хочешь.


Любовь хотела написать роман. Использовав методики, освещенные в курсе, выполнив ряд упражнений и приложив максимум усилий, она закончила книгу, которой немедленно заинтересовались и литагенты, и издатели. Этой осенью в "Редакции Елены Шубиной" (АСТ) роман Любови Бариновой "Ева" выходит в свет, выкуплены и права на его экранизацию.

Выпускники магистратуры "Литературное мастерство" рассказали о реализации опыта обучения в магистратуре и о создании авторского курса по автофикшн, прошедшему в ЗИЛе, а также поделились выводами о читателе и необходимости (а точнее, границе необходимости) ему угодить, и как обучение CW учит переходу от бессознательного подражания классикам к сознательному сбору лучших и необходимых приемов.

Литературное мастерство + Литературоведение

Creative Writing в России неотрывно связано с более классической дисциплиной: литературоведением. Как литературные источники становятся источниками вдохновения, рассказала Екатерина Лямина. Олег Лекманов напомнил об уроках Николая Гумилева, обучавших поэтическому мастерству участников "Цеха поэтов" и студентов Института живого слова.

Выпускник магистратуры "Литературное мастерство" Сергей Лебеденко своим докладом тоже проиллюстрировал этот тезис: литературное творчество становится специализированной сферой. Участники увидели это на примере списков премии Granta Magazine Awards 1993 и 2012 годов. Если в первом списке практически не было тех, кто специально учился писать, то в списке 2012 года большая часть людей оказались выпускниками тех или иных курсов по Creative Writing. 

Рождение сообщества

Второй день конференции "Теории и практики литературного мастерства" был больше посвящен кейсам и опыту преподавания. Что работает? Как правильно дать задание? Что дает результат? Как вовлечь студентов?  Те, кто уже преподает эту новую для России специальность, поделились своими методами и советами. Среди выступавших были приехавшая специально на конференцию поэт и преподаватель Хэмпширского колледжа в Амхерсте Полина Барскова, преподаватели «Вышки» Марина Степнова, Галина Юзефович, Илья Кукулин, профессор МГУ Татьяна Венедиктова и ее последователи Артем Зубов и Анна Швец.

Конференция завершилась большим круглым столом, на котором решалась судьба сreative writing как академической дисциплины. Может ли литературное мастерство стать таковым? Каким мог бы быть идеальный учебник? Эти и другие вопросы спровоцировали активное обсуждение и не получили однозначных ответов. Однако все участники сошлись в одном: необходимо создавать профессиональное сообщество преподавателей и практиков литературного мастерства. Первый шаг к этому уже сделан. Похоже, и слова филолога Алексея Вдовина, замдекана по науке на факультете гуманитарных наук, открывшего конференцию, уже начали сбываться: "Надеюсь, что эта конференция войдет в учебники по становлению Creative Writing в России".

Финальный аккорд конференции был исполнен теми ее участниками, которые пишут стихи и прозу - свои произведения прочитали Джайлс Фоден (в переводе Дмитрия Харитонова), Евгения Вежлян, Илья Кукулин, Майя Кучерская и Полина Барскова.

конференция по литературному мастерству