Текст: Татьяна Ткачева
Фото: скриншот эфира
3 сентября на Московской международной книжной ярмарке (ММКЯ) прошла международная конференция «Как книжная индустрия выходит из пандемии: Стратегии выживания и направления поддержки».
В ней приняли участие издатели, книгораспространители, эксперты в сфере электронных технологий из Великобритании, Австрии, Германии, Индонезии, Норвегии, Бельгии, ОАЭ, США, Швеции и России. Среди них: вице-президент Международной ассоциации издателей Бодур аль-Касими, президент и главный исполнительный директор Ассоциации американских издателей Мария А. Палланте, член исполнительного комитета Международной ассоциации издателей, руководитель издательства «Карлсен» (Германия) Иоахим Кауфманн, генеральный директор сетей Waterstones и Barnes&Noble (Великобритания, США) Джеймс Донт, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, президент холдинга «ЭКСМО-АСТ», член президиума Российского книжного союза Олег Новиков, генеральный директор издательства «ЭКСМО» Евгений Капьев, генеральный директор компании «ЛитРес» Сергей Анурьев.
«Пандемия повлияла на ситуацию с книгоизданием. Сообщения из новостных лент сейчас напоминают сводки с фронтов войны. Закрытия, потери… Почти все издатели вынуждены перейти в пассивную охранительную позицию. Будет меньше переводов, меньше книгообменов. С другой стороны, такое сложное время - это подходящий момент для того, чтобы разработать новые стратегии и понять, какие новые свойства должны проявлять книги и как на основе этого должно происходить развитие. Я оптимист, я верю в будущее мировой книжной индустрии. Но расширение вряд ли начнется в ближайшие год-два», — отметил Владимир Григорьев.
В ходе конференции обсуждались меры государственной поддержки книжной индустрии в разных странах мира, основные проблемные зоны книжной отрасли, масштабы ее потерь в разных странах в связи с распространением COVID-19, а также прогнозы по восстановлению ключевых индикаторов книжного рынка. Были проанализированы издательские стратегии по трансформации книжного ассортимента и определению возможных точек роста, в том числе и в цифровом сегменте.
Пандемия ускорила тренд на цифровизацию книжного рынка и рост продаж через интернет-каналы. Однако электронные продажи не смогли компенсировать потери на традиционном книжном рынке. И сегодня одной из важнейших задач является возвращение покупателей и восстановление продаж в книжных магазинах, которые по-прежнему остаются одним из главных каналов сбыта.
В текущих условиях эксперты отметили необходимость роста дальнейших инвестиций в развитие прямых коммуникаций с читателем и масштабные кампании по продвижению чтения, создание медиаконтента одновременно в разных форматах: бумажном, электронном и аудио.
Участники конференции отметили необходимость поддержки международных и национальных книжных ярмарок как важнейших общественных институций, служащих мостами между писателями, издателями и читателями всех стран мира.
Главным итогом конференции стало принятие декларации Международной ассоциации издателей (IPA), в которой прозвучал призыв к правительствам всех стран мира принять конкретные меры поддержки книжной индустрии.
Текст декларации можно найти здесь.
Международная ассоциация издателей готова обсуждать с правительствами и их полномочными представителями любые аспекты, касающиеся данного призыва к действию, опираясь на примеры лучших международных практик, представленных членами организации.
https://youtu.be/Kbyd6koTQes