Текст: Андрей Васянин
В Государственном музее истории российской литературы открылся «Литературный музей». Уже второй раз за год ушедший в интернет-подполье, ГМИРЛИ запустил онлайн-радио с таким названием, направив в проект свои лучшие творческие силы и фондовые ресурсы.
Было бы странно, если бы это онлайн-радио не стартовало с классики: вряд ли еще в каких-либо литературных коллекциях хранится более 600 тысяч уникальных экспонатов из разных эпох нашей словесности. И вышло так, что пандемия помогла открыть для широкой публики сокровища, о которых та могла б и не узнать в «мирное» время.
На это и рассчитывали креативщики ГМИРЛИ, заложив рубрику «Говорит экспонат». Вот, например, стол Чехова – это гонорар, выданный писателю владелицей журнала «Будильник» за его рассказы в журнале. А за набросок собора святого Стефана его автора Валентина Серова за компанию с Ильей Остроуховым и братьями Мамонтовыми чуть не арестовала полиция Вены, приняв их за грабителей. «Попугаево» кольцо: Есенину его отдала цыганка, а он отдал его Софье Толстой – и та всю жизнь носила кольцо, обжав по своему пальцу… Подобных историй тут будет много, рассказывать их будут сотрудники ГМИРЛИ, знающие о Чехове, Есенине, Лермонтове и других – все.
А в подкастах из рубрики «Во весь голос» слово получили и сами поэты. «Литературный музей» открывает тут доступ к своим аудиоархивам и первым в интернет-эфире зазвучал Маяковский – с комментарием одного из главных в стране специалистов по Маяковскому Марины Красновой. Записан рассказ о Михаиле Исаковском, он читает для слушателей «Прасковью» (которая превратится в песню «Враги сожгли родную хату»), а отрывки есенинского Пугачева в очередь исполняет сначала сам автор – а потом Высоцкий в спектакле «Пугачев».
Но подкасты из фондов – это не все, чем будут богаты онлайн-«эфиры».
«Где читать новую российскую прозу? Не где ее взять – это понятно, не в аптеке же! – но где читать? В электричке? В самолете? В кровати перед сном?» - с этими вопросами в рубрике «Идеальный читатель» ведущие будут обращаться к финалистам премии «Большая книга». «Вечер, ночь, вьюга за окном», - так обозначил наилучшую ситуацию для чтения своего романа «Собиратель рая» Евгений Чижов. «Меня лучше читать в метро, именно там я большую часть своих книг написала и отредактировала» - говорит Наталья Громова, автор романа «Насквозь». И сразу после этого слушателям легко представить идеальными читателями этих книг: актеры Мастерской Брусникина читают отрывки из них под завывания вьюги и вой поездов, устраивая в интернет-эфире что-то вроде радиоспектакля по произведениям актуальной русской литературы.
Всегда будет актуально и желание обывателя взяться за перо. В рубрике «Как стать поэтом?» таким слушателям молодые авторы – а гостями первых выпусков программы стали Анна Аркатова, Санджар Янышев и Юлий Гуголев, победители Турнира поэтов Зимнего фестиваля искусств в Сочи – через свой личный опыт расскажут о том, можно ли стать поэтом, не родившись им, как совершенствовать стиль и тренировать рифму. И не оказаться при этом плагиатором.
– Было бы неправильно рассматривать этот проект только как ответ на вызовы пандемии, – говорит директор Государственного музея истории российской литературы им .В.И.Даля Дмитрий Бак. – В первую очередь мы хотим привлечь внимание к традиционному, классическому, используя современные технологии. Онлайн-радио «Литературный музей» приближает нас к созданию «Музея звучащей литературы» - идее, которую мы намереваемся скоро осуществить.
а потом их можно будет слушать на платформах Apple iTunes\ Podcasts, Яндекс. Музыка\Подкасты, Google Podcasts.