02.12.2020
Издательство

«Из музея предметов мы становимся музеем идей»

Валентина Летунова, руководитель издательской программы Политехнического музея, — об открытии обновленного Политеха и масштабной серии нон-фикшн, запускаемой совместно с крупнейшими издательствами

Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Интервью и фото: Михаил Визель

- Когда издательская программа Политехнического музея была объявлена? И в чем ее цель?

Валентина Летунова: Политех давно делает партнерские проекты с издательствами, уже несколько лет выходят книги с логотипом Политеха и при разнообразной поддержке Политеха. Но скоро музей откроется после реконструкции, обновленный – и мы решили сделать наше взаимодействие с издательствами и более плотным, и более активным. Мы пошли на такой рискованный проект, как межиздательская серия, в которой задействованы три издательства, которые в России активнее и лучше всего издают качественный взрослый нон-фикшн.

- Назовите же их?

Валентина Летунова: Corpus, «Альпина нон-фикшн» и «Бомбора». Сейчас состав такой, но мы не считаем, что это история раз и навсегда определенная и закрытая. Мы решили делать большую межиздательскую серию, темы которой будут привязаны к темам будущей постоянной экспозиции Политеха. Она будет состоять из двух частей. Основная часть – это научная экспозиция, в которой будут представлены не столько предметы, сколько основные идеи современной науки. Она будет ориентирована на аудиторию старше 12 лет. То есть из музея предметов мы становимся музеем идей. Это важно.

Также будет историческая экспозиция, в которой будут представлены основные изобретения и открытия отечественных ученых. И плюс, понятно, будут масштабные временные выставки.

Темы коллекций внутри серии – это как раз те темы, которые будут представлены в нашей экспозиции. Поскольку уже несколько лет музей занимается разработкой научной экспозиции, то накоплен огромный опыт взаимодействия с учеными и опыт объяснения сложных вещей доступным образом. Поэтому мы помогаем издательствам с экспертизой.

- А как конкретно устроено ваше взаимодействие с издательствами? Вы даете грант на издание? Или как это происходит?

Валентина Летунова: Это зависит от издательства. У нас выстраивается индивидуальная схема взаимодействия с каждым издательством, и мы себя позиционируем в первую очередь как экспертов, а не как фонд.

- Был, например, фонд «Династия». Он давал целевой грант на издание определенной книги. А у вас устроено по-другому?

Валентина Летунова: У нас система более сложная. В некоторых проектах мы участвуем в том числе финансово, но эта составляющая для нас не главная.

Помимо научно-популярных, у нас есть тоже важные для нас проекты – научные труды сотрудников Политеха, которые могут выходить один-два раза в год. Например, в следующем году выйдет книга научного сотрудника музея Т. А. Фокиной «600 лет часового дела России».

- Вы назвали три «взрослых» издательства, с которыми вы сотрудничаете. Corpus и «Бомбора», которые оба входят в один и тот же АСТ-ЭКСМО, и «Альпина нон-фикшн». Но ведь, насколько я могу судить, есть и детская программа?

Валентина Летунова: Что касается детских книг, то здесь у Политехнического музея тоже большой и успешный опыт. Сейчас я покажу две новинки наших ключевых партнеров: издательства «Розовой жираф» и издательства «Белая ворона». Со взрослыми книгами мы посчитали, что правильно выпускать их пусть и от разных издательств, но в едином дизайне. Однако современный качественный детский нон-фикшн можно адресовать детям разного возраста, и оттого он будет визуально очень разнообразным. Поэтому мы решили не ограничиваться только одной серией.

Для дошкольников в серии «Библиотека Карманного ученого» издательства «Розовый жираф» в этом году вышла книга «Как дойти до радуги». И еще одна книга скоро выйдет – она несколько дней назад ушла в типографию – очень красивая книга Федора Катасонова «Куда скачет температура».

Параллельно в издательстве «Белая ворона» в партнерстве с Политехническим музеем выходит книга Яна Паула Схюттена «Тайна ничто и бесконечно много глупостей» с иллюстрациями Флоор Ридер. В ее подготовке мы также приняли непосредственное участие: наш редактор Алексей Тимошенко, работающий в «Политехе», осуществил научную редактору и даже внес какие-то дополнительные примечания и исправления, которые потом показали автору, и автор их одобрил и поддержал.

- Вы положили сейчас передо мной три книги, две из них переводные, одна написана по-русски. То есть два к одному. Такое соотношение оригинальных и переводных книг показательно?

Валентина Летунова: Это не является какой-то объективной картиной. Например, во взрослой серии Политеха у нас должно было выйти к «Нон-фикшн» (ярмарка должна была состояться в начале декабря, но была перенесена на март 2021-го в связи с пандемией коронавируса. – Прим. «ГЛ») 7 или 8 книг, одна из которых русская, а остальные переводные. Но постепенно это соотношение будет меняться.

- А с чем связан такой дисбаланс?

Валентина Летунова: Можно посмотреть на рынок взрослого нон-фикшна и увидеть, что, да, переводных книг объективно больше. Понятно, что вообще написание взрослого нон-фикшна – да и детского тоже – это достаточно долгая и трудоемкая история. Поэтому совершенно естественно, что издательства хотят покупать уже готовые проекты. Хотя на то, чтобы перевести и сделать качественную научную редактуру, тоже уходит много времени. Нам важно, чтобы в серии были и книги российских авторов, поэтому для начала у нас будет одна такая книга.

- Кто же этот счастливец?

Валентина Летунова: Это книга Генриха Эрлиха и Сергея Комарова «Легко ли плыть в сиропе». Пока не буду спойлерить детали.

- Скажите хоть, речь идет о настоящем сиропе или это какая-то метафора?

Валентина Летунова: На самом деле там есть поясняющий подзаголовок: «Откуда берутся странные научные идеи». Там много рассказано о лауреатах «Шнобелевской премии».

- Вот я листаю вашу книгу «Hello World. Как быть человеком в эпоху машин», и у меня есть ответ, почему надо выпускать оригинальный нон-фикшн, а не переводной. Потому что в оригинале книжка вышла в 2018 году – по меркам историческим это совсем рядом, но по меркам развития компьютерных наук – совершенно другая перспектива. Достаточно сказать, что книга доковидная. А если бы вы имели дело с русским автором, была бы возможность буквально накануне верстки что-то еще внести.

Валентина Летунова: Да, была бы. Однако данная книга всё же более долгоживущая. И, повторюсь, мы хотим, чтобы было больше российских авторов. Пока что начинаем с одной книги, а в следующем году, я надеюсь, их будет больше.

Что касается детских книг, то здесь соотношение другое. Наверное, я могу немножко приоткрыть завесу тайны – детских книг, написанных российскими авторами, у нас будет даже больше, чем зарубежных. В «Розовом жирафе» в 2021-м выйдет книга про энергию, будет продолжение серии «Библиотека Карманного ученого». И с издательством «Белая ворона» тоже у нас будут проекты.

- Это то, что сейчас часто называют эдьютейнмент?

Валентина Летунова: Не только. Нам важно разговаривать с ребенком, пробуждая его любопытство и интерес, и провоцировать детей, чтобы они задавали новые вопросы. То есть нет какой-то такой условной суммы знаний, которую нам обязательно надо вложить в детские головы. Мы хотим, чтобы задавались вопросы – это принцип Политеха, который будет воплощен также и в основной экспозиции, и в публичной программе, а сейчас – в наших книгах.

- Все ваши издательские программы – и детские, и взрослые – как подразумевают сам Политехнический музей, посвящены естественным наукам. А социальные, гуманитарные науки вы тоже рассматриваете?

Валентина Летунова: Мы не закрываем для себя такую возможность. Но первоочередные дня нас, конечно, естественные науки. Скоро, например, у нас в издательстве «Бомбора» выйдет книжка про историю транспортного контейнера. Это не только история технологий, но и история, напрямую связанная с экономикой. То есть захватывать такие темы мы тоже будем.

- А можете рассказать о своих последних новинках? Из тех, что должны были выйти к «Нон-фикшн»?

Валентина Летунова: Должны были на «Нон-фикшн» представлять книгу Сьюзан Хокфилд «Время живых машин» – она уже приехала из типографии в издательство «Альпина нон-фикшн». Еще есть книга Джеймса Глика «Хаос». Это отдельная интересная история. Эта книга уже стала классикой, и она уже издавалась в России, но новое издание, которое выходит в издательстве Corpus, качественно доработано научным редактором – и нам кажется это важным.

Должны были выйти на ярмарку с книгой Майкла Грациано «Наука сознания. Современная теория субъективного опыта», с книгой Оливера Мортона «Луна. История будущего» и с книгой Лоуренса Бернса и Кристофера Шульгана «Автономия. Как появился автомобиль без водителя и что это значит для нашего будущего». Я сейчас перечисляю произвольно, но эти книги внутри серии делятся по коллекциям, к каждой коллекции привязан определенный цвет. Так что серия, мне кажется, будет достаточно узнаваемой. И качеством, и визуально.

Еще одна книга до конца года должна выйти в «Альпине нон-фикшн», и она нам кажется тоже очень важной: это книга Хайдера Варрайча «Современная смерть. Как медицина изменила окончание жизни». Научным редактором этой книги был прекрасный врач Ярослав Ашихмин, спасибо ему большое. Он даже написал небольшое предисловие, которое русскому изданию совершенно необходимо, потому что реалии отличаются. Пока вот такой набор.

- А детские новинки?

Валентина Летунова: Детские книги я уже называла: книга Федора Катасонова «Куда скачет температура». О чем книжка, догадаться нетрудно. Там замечательный научный редактор Ирина Якутенко. Плюс «Тайна ничто и бесконечно много глупостей» Яна Паула Схюттена, очень симпатичная и понятная книжка для подростков про Вселенную и теорию Большого взрыва.