С 2020 года в России проводится большое исследование взаимодействия школьников с цифровым текстом. Команда Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований под руководством ведущего научного сотрудника Марии Лебедевой сделала метаанализ мировых исследований, в которых изучалось, как дети школьного возраста читают с экрана, а также провела собственные опросы и выдвинула ряд гипотез. Результаты исследований предоставил Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина.
В первых работах, изучающих феномен цифрового чтения, было зафиксировано, что люди медленнее читают с экрана, чем с листа. Однако постепенно этот показатель стал меняться:
Что касается качества понимания информации, то некоторые стратегии при цифровом чтении работают лучше, а некоторые — хуже. При цифровом чтении хуже работают стратегии медленного и аналитического чтения. Поскольку мы читаем быстро, скорее не прочитываем текст, а проглядываем, то сложнее удается зафиксировать понимание логических связей внутри текста. Однако быстрое поисковое чтение для вычленения практической информации, которая нужна здесь и сейчас, лучше удается с экрана, чем с листа.
Сотрудники лаборатории опросили почти 600 школьников из разных регионов страны. Выяснилось, что у них цифровое чтение является ведущим способом получения информации и работы с текстом. При этом они неплохо разбираются, какую информацию лучше читать в бумажном варианте, а какую в цифровом.
Напротив, цифровой формат они предпочитают, когда читают новости и короткие тексты. Для учебной информации для них одинаково хороши и бумажный, и цифровой носители.
Школьники осознают, что быстрее читают с экранов, чем с бумаги, но и быстрее забывают прочитанное.
«Школьники замечают за собой, что могут довольно быстро терять интерес к чтению, если они читают с экрана, и отвлекаться. При этом говорят, что именно экранное чтение помогает, когда нужно узнавать конкретные факты, искать и выделять из текста что-то определенное», — комментирует Мария Лебедева.
«Ребенок, который не очень любит читать, скорее предпочтет читать с экрана, и наоборот: ребенок, который говорит, что читать он любит, скорее возьмет бумажную книгу. Мы видим в этом потенциал цифровых ресурсов, цифровых учебников и каких-то других программ для того, чтобы мотивировать, вовлечь в чтение тех, кто пока считает это не самым интересным занятием», — отметила Лебедева.