Текст: Ирина Корнеева
Журналист, телеведущий, драматург, писатель, режиссер и колумнист "Российской газеты" Андрей Максимов, ставил спектакли в Театрах Ермоловой, Пушкина, Маяковского, Вахтангова. В апреле, когда его внушительный список московских и прибалтийских театров пополнится еще одним названием, Театра Моссовета, Андрей Максимов приглашает в Серебряный век. И настраивает свою команду: "Актер - это человек, который берет на себя функцию Бога. Потому что на сцене существуют люди, которых Бог не создал. Их написал Мережковский, или Бог создал через Мережковского, а потом уже и режиссер процессом руководил... Мы репетировали долго. В пандемию хотели вытащить человека из страшных проблем и показать ему другую жизнь. Этим сегодня в театре мало кто занимается. Чаще, наоборот, - тыкают человека в его сложную жизнь. А мы его вытаскиваем, чтобы он понял, что есть другие ценности. За счет чего это можно сделать? За счет интересных людей на сцене".
На глубины малоизвестной пьесы раннего Мережковского вы погружались, несмотря на все обстоятельства. Для вас это было спасательным кругом, эмиграцией в Серебряный век?
Андрей Максимов: Когда началась пандемия, то спасением был не Серебряный век, а работа. Вот сам по себе факт того, что ты выходишь из дома, садишься в машину, входишь в маске в театр, тебе меряют температуру... Я люблю заниматься театром потому, что это единственное из всех занятий, которое абсолютно вырывает тебя из обыденной жизни.
Я говорил всем: ребята, давайте считать, что у нас Болдинская осень. В России была эпидемия холеры, а Александр Сергеевич Пушкин пишет "Маленькие трагедии", "Бориса Годунова" и прочие нехилые произведения. У нас вокруг эпидемия, мы, быть может, и не создадим "Бориса Годунова", но когда везде ужас, мы творим. И спектакль был практически готов - в пандемию мы его сделали. Но заболел артист, пришлось ждать, когда он выйдет из карантина, несколько раз переносить дату премьеры...
Предыдущий мой спектакль был "Брюсов переулок" по Брюсову в Вахтанговском театре, я тогда прикоснулся к Серебряному веку. И тогда уже понял, что Серебряный век - это жанр. Когда о самом ужасном рассказывается очень красиво. Например, так работает Римас Туминас. С моей точки зрения, древнегреческая трагедия "Эдип" поставлена им в жанре Серебряного века. Потому что совершенно ужасная история (а "Эдип" это ужасная история - сын спит с матерью) показана красиво. Очень уважаемый мной режиссер Юрий Бутусов в жанре Серебряного века не работает, он замечательно рассказывает про красивое, наоборот, некрасиво, и это другой подход. Я же с самого начала хотел сделать красивую историю...
И на передний план вы вывели любовный треугольник.
Андрей Максимов:
В словосочетании важно два слова: молодого человека, которого очень по-живому волнуют вопросы любви, верности. Он еще пока не понимает всего этого, до конца не разобрался, и вот пишет и разбирается. Первое название пьесы было "Писатель", фоном шло - надо разобраться, какой это писатель. С одной стороны. А с другой, поскольку это гений, то он может создать очень глубокие характеры, интересных людей, мощные диалоги. И это сочетание такого романтического пацана и глубокого выдающегося писателя века дает удивительные результаты.
В России до вас эту пьесу ставили?
Андрей Максимов: Я даже не знаю, ставили ли Мережковского в принципе, кроме известного очень хорошего спектакля Леонида Хейфеца "Павел I". Главную роль в нем играл сначала Олег Борисов, потом Валерий Золотухин, и оба играли гениально. Про "Павла I" все помнят. А вообще в связи с тем, что Мережковский оказался вычеркнут из нашей истории литературы, потому что категорически не принял советскую власть, мы как-то не понимали его реального значения. Если говорить о начале века, где есть Толстой, есть Чехов, в этом ряду великих русских писателей и Мережковский. Да, романы очень толстые, пьесы довольно тяжелые, стихи не всегда понятные, но, на мой взгляд, это гений. Недаром же его несколько раз выдвигали на Нобелевскую премию... В эмиграции, будучи уже известным писателем, он жил очень замкнуто. У него, как мы знаем, была жена, и общения только с ней ему хватало. Он был затворником. Что тоже не очень хорошо повлияло на него.
В начале спектакля идут сцены как будто из "Дяди Вани". В Мережковском вы уловили такие чеховские интонации...
Андрей Максимов: У Мережковского есть странные немыслимые пьесы, а это простая, практически чеховская история. Про очень неоднозначных людей, как и у Чехова. Вот чеховский Вершинин - он хороший человек или плохой? Жене он изменяет, а жалко его, не жену... Или три сестры, которые сидят и говорят: в Москву, в Москву... А что они не едут-то никуда? Нет сил? А почему у них нет сил?
Как только начинаешь любого чеховского персонажа разбирать, понимаешь, насколько объемный у него характер. У Горького, моего любимого драматурга, такого нет; у него люди тоже интересные, но это все "портретные носители". В этом смысле пьеса Мережковского - чеховская.
К главной героине, которую играет в нашем спектакле Марина Кондратьева, можно относиться как угодно. Можно считать ее спасительницей, а можно думать, что она безнравственна. Как и все мужчины там... Когда мы разбирали ее роль, Марина мне объяснила: "Я понимаю, почему так страдает моя героиня". - "Почему?" - "Потому что ей не на кого опереться". Вот у Марины есть чудесный муж, они вместе с шестнадцати лет, у нее всегда есть опора в жизни. У них сын, дочки, а дети - это не только те, кто опирается на нас, это люди, на кого мы на самом деле опираемся по жизни. У нее все есть. А у ее героини на сцене - и этот мужик интересный, и тот, а опоры нет и не было... И тогда понятны все ее поступки.
Пьеса Мережковского кончается молитвой: "Господи, дай мне любить тебя так, как ты меня любишь". Важно, что героиня в результате приходит к Богу. И мы долго с Мариной делали, что это не молитва, когда человек падает на колени, а она говорит с Господом как с товарищем, как с отцом, как с реальной субстанцией. Я дописал шесть слов: "Дай мне любить, дай мне любить". Но они меняют историю - это не просто обращение к Богу с желанием, чтобы Бог к тебе повернулся, а это еще и мольба "дай мне познать любовь". Ведь все, что у героини происходило с любовью, было очень проблематично.
Конечно, герои Мережковского - это другие люди, у них другие ценности. Женщина обещает мужчине: "Если ты мне скажешь, что веришь в красоту, я останусь с тобой". Это как? Вы можете сейчас представить такую ситуацию? А она это всерьез ему говорит...
Но главное для меня - чтобы в спектакле были живые интересные люди, которые переживают из-за понятных сегодняшнему зрителю причин, и между ними происходят живые, понятные отношения. Такую задачу себе ставили.
Справились?
Андрей Максимов: Но одно точно могу сказать, что провести хорошо время на репетициях - это нам удалось...
Справка "РГ"
В Театре имени Моссовета премьерные показы спектакля Андрея Максимова "Гроза прошла" состоятся 18, 27 апреля, 15 и 28 мая. Жанр необычный: это спектакль-романс по ранней пьесе и поэзии Дмитрия Мережковского на музыку Вахтанговского актера и композитора Игоря Карташева. Художник - Анастасия Бугаева. Главные и самые главные роли играют актеры Марина Кондратьева, Игорь Карташев, Валерий Яременко, Анастасия Тагина и Роман Кириллов.
Читать полностью: rg.ru