29.04.2021
Литература и музыка

В Петербурге создали поэторию, посвященную творчеству двух поэтов

10 мая в Петербурге состоится мировая премьера «Сокровенное слово», посвященная творчеству поэтов Сергея Есенина и Николая Клюева

Фото: Русский оркестр им. В.В. Андреева
Фото: Русский оркестр им. В.В. Андреева

Текст: Светлана Мазурова

На сцене Большого зала Филармонии им. Д.Д. Шостаковича будет исполнена поэтория петербургского композитора Виктора Плешака «Сокровенное слово» (Учитель и ученик. Николай Клюев и Сергей Есенин).

Представить произведение планировалось в 2020 году, к 125-летию Есенина, однако премьера была перенесена в связи с эпидемиологическими ограничениями.

Виктор Плешак создавал музыкальное произведение по специальному заказу Государственного академического русского оркестра имени В. В. Андреева, с учетом тембрового своеобразия и исполнительских особенностей этого уникального коллектива, с которым композитора связывает давнее сотрудничество. 

Биографии Сергея Есенина и Николая Клюева, двух удивительных поэтов с трагическими судьбами, тесно переплетаются друг с другом. Клюев был старшим товарищем и наставником Есенина и оказал большое влияние на его поэтическое становление. Поэты дружили и, будучи выходцами из деревни, хорошо понимали друг друга, однако в творчестве у них было немало разногласий.

В начале поэтической карьеры Есенина Клюев выступил в роли его учителя, а затем, как нередко бывает, оказался в тени своего знаменитого ученика.

Жизненный путь обоих был полон надежд, разочарований и различных испытаний.

Поэзия Клюева известна не так широко, как поэзия Есенина. По признанию Виктора Плешака, Клюев, с личностью которого до начала работы над поэторией о Есенине он был знаком лишь в общих чертах, стал для него настоящим открытием. «Его звучный, «кряжистый» стих, терпкие метафоры и старинные выражения буквально покорили мое сердце», – отметил Плешак. Название своего произведения композитор почерпнул у Александра Блока, с большим уважением относившегося к Клюеву и охарактеризовавшего его как «пророка, наделенного сокровенным словом».

По мнению Плешака, стихи обоих поэтов очень музыкальны, поскольку они в равной степени чувствовали ритмику и образный строй народного стиха, понимали его интонационную природу, и вдобавок сами прекрасно пели и музицировали. А теперь их поэтические тексты прозвучат органично в сопровождении домр и балалаек.

Интересен факт, что Есенин и Клюев, являясь современниками основателя Андреевского оркестра, могли быть знакомыми с этим коллективом и посещать его концерты.  

Поэтория написана для баритона, тенора, чтеца, смешанного хора и Русского оркестра имени В. В. Андреева под руководством народного артиста России Дмитрия Хохлова. Она включает 6 частей с прологом и эпилогом и исполняется без перерыва. В премьерном исполнении примут участие солист Мариинского театра Александр Михайлов, солист Михайловского театра Александр Шахов, драматический актер Владимир Ярош, а также концертный хор Института культуры Санкт-Петербурга под руководством Сергея Екимова и Ларисы Яруцкой.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Виктор Плешак родился в Ленинграде в 1946 году. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, автор симфоний, около 900 песен, более ста сочинений для театра, в том числе опер, балетов, мюзиклов, сочинений в жанрах академической и эстрадной музыки. Его музыкальные спектакли идут в разных городах России и за рубежом. Самые известные мюзиклы: «Милые грешницы», «Инкогнито из Петербурга», «Ночь перед Рождеством», «Кентервильское привидение», «Кот в сапогах», «Рыцарские страсти».