01.07.2021
Читает Андрей ЦунскийДостоевский — 200

Все о Порфирии Петровиче. № 2. Аудиокнига

Аудиопортреты персонажей из «Преступления и наказания» к 200-летию Ф.М. Достоевского. Читает Андрей Цунский

Иллюстрации А. Харшака (2007) к роману 'Преступление и наказание' / Издание: Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. СПб.: Вита Нова, 2007)
Иллюстрации А. Харшака (2007) к роману 'Преступление и наказание' / Издание: Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. СПб.: Вита Нова, 2007)

Текст: ГодЛитературы.РФ

Плейлист на youtube

Преступление в стиле Достоевского – до сих пор удивительная тема для новых произведений!
Достоевский – один из несомненных родоначальников самого сложного детективного жанра – психологического. Редко кому удалось написать в этом жанре произведение столь высокого художественного уровня. Тем не менее, именно детективами его романы и не являются – во благо читателю и мировой культуре.

У Порфирия Петровича — единственного из основных героев «Преступления и наказания», нет фамилии, и этим подчеркивается, с одной стороны, его обособленность в романе и загадочность, закрытость, с другой — интимность, «домашность» изображения Порфирия, ведущего расследование, не выходя из своей квартиры.

Речь Порфирия Петровича — обволакивающая и выматывающая патока многословия, уменьшительных суффиксов, словоерсов:

«— Ведь вот-с... право, не знаю, как бы удачнее выразиться... идейка-то уж слишком игривенькая... психологическая-с... Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то сочиняли, — ведь уж быть того не может, хе-хе! чтобы вы сами себя не считали, ну хоть на капельку, — тоже человеком "необыкновенным" и говорящим новое слово, — в вашем то есть смысле-с... Ведь так-с? <...> А коль так-с, то неужели вы бы сами решились — ну там ввиду житейских каких-нибудь неудач и стеснений или для споспешествования как-нибудь всему человечеству — перешагнуть через препятствие-то?.. Ну, например, убить и ограбить?..»