Текст: Игорь Карнаухов
На Дягилевском фестивале в Перми пианист и композитор Антон Батагов впервые представил свой новый цикл — «Оптический обман» на стихи А. С. Пушкина и Даниила Хармса.
Программу составил ряд хрестоматийных стихов Александра Сергеевича — почти все, кстати, были положены на музыку композиторами прошлого: «Послание в Сибирь», «Бесы», «Зимний вечер», «Элегия», «Мой талисман» – и сочинения Хармса: «Миллион», «Шарики», «Математик и Андрей Семёнович», «Неизвестной Наташе»; также включены письмо Пушкина графу А. Х. Бенкендорфу и выдержки из дневников Хармса. Всего одиннадцать номеров. Название, собственно, взято тоже из одного из стихотворений самого известного из обэриутов.
Как заявил Батагов в одном из интервью, он сам не осознает, почему наследие столь не похожих друг на друга поэтов слилось у него в итоге в один замысел. Однако программа у него сложилась в первоначальный период тотальных карантинных мер, когда все деятели искусства внезапно попали в ситуацию «Болдинской осени». Обстановка ограничений навела на мысли о классиках: а чего им было нельзя?.. И в судьбе двух поэтов, которые творили с разницей в столетие в разной общественно-политической обстановке, музыкант выявил любопытные параллели. Солнце русской поэзии страдало от подозрительности цензурного комитета, иногда даже не удостаивавшего его ответом; Хармсу приходилось ещё круче, ему задерживали гонорары, он попадал в ссылку, тюрьму и психбольницу...
В Детиздате придрались к каким-то моим стихам и начали меня травить. Меня прекратили печатать. Мне не выплачивают деньги, мотивируя какими-то случайными задержками. Я чувствую, там происходит что-то тайное, злое. Нам нечего есть... – из дневника писателя от 1 июня 1937 года.
Музыка, по словам автора, берет начало в стилях разных эпох: то всплывет мелодия из «Щелкунчика» П. И. Чайковского, то нежный проигрыш напомнит о сочинении самого Батагова, премьера которого также состоялась в Перми, – «Где нас нет» (2017), вдохновленного письмами игуменьи Ново-Дивеевского монастыря Серафимы, – но всё преломлено в минималистском ключе. Пианист, не вставая от клавиш, декламирует строки Хармса, составляя дуэт с певцом Александром Коренковым.
«Оптический обман» — это путешествие продолжительностью один час двадцать минут в Петербург-Ленинград, где оба, Пушкин и Хармс, жили, работали и умерли. В новом цикле минималиста два поэта, между которыми пролегли сто лет, создают, полагает Батагов, «один текст, пользуясь одной и той же навигацией, ведущей сквозь сансару к свободе...»
Сансара в буддизме – это состояние, когда душа, принужденная переживать круговорот рождений и смертей, не ощущает разницы между реальностью и иллюзорным впечатлением о ней («оптическим обманом»). Композитор применяет это понятие, поскольку, по его мнению, Хармс – «один из очень немногих людей, кто интуитивно пришел к такому пониманию мира, как его объясняет буддийское учение, и описал это в форме, которой нет аналогов»; так заявлял Батагов в интервью «Кольте».
«В сансаре жизнь длится всего 37 лет», – указывает Антон Александрович в авторской аннотации к новому альбому. А свобода, по Батагову, – «это такое место, куда закрыт вход Бенкендорфу и цензорам Детиздата; там Чайковский слушает БГ, Шостакович играет на клавишах в «Поп-механике», а Семён Семёнович (один из персонажей Хармса. – Прим.авт.), сняв очки, смотрит на сосну – и в этот момент достигает просветления...»
Одноименный альбом был выпущен лейблом Fancy music в 2020 году. Пермякам первым посчастливилось услышать литературно-музыкальную композицию вживую. Какой город будет следующим, не указывается, на сайте музыканта нет объявлений предстоящих выступлений; Антон Батагов в принципе гастролирует мало.
Песню «Бесы» из нового альбома можно прослушать на сайте Fancy music.