Текст и фото: Марина Петрова
На фестивале выступали поэты, прозаики, переводчики, главные редакторы литературных журналов и литературные кураторы из Иркутска, Екатеринбурга, Красноярска, Нижнего Тагила, Белгорода, Калининграда, Москвы и Санкт-Петербурга. А также – приехавшие из США и Египта.
В этом году фестиваль проводился в середине сентября, хотя запланирован был на июнь - причиной переноса стали санитарные ограничения. Но, несмотря на прохладную погоду, встречи прошли успешно – как «на пленэре», так и на закрытых площадках. Более того: пандемия создала явный дефицит творческих офлайн-контактов, поэтому фестиваль превратился в большой трехдневный литературный праздник.
Начались «Петербургские мосты» с ежегодного вручения премий литературно-художественного журнала «Этажи». Церемония прошла в литературной гостиной отеля «Старая Вена», в самом центре исторического Питера. Интерьеры оригинально оформленной гостиницы в каком-то смысле перенесли зрителей в эпоху Серебряного века. Лауреатами премии журнала «Этажи» стали: Полина Орынянская (за поэтическую подборку «Побереги слова для новых дней» в номинации «Лучшая поэтическая подборка года»), Владимир Гуга (за подборку рассказов «Девочка из старого чемодана» в номинации «Лучшее прозаическое произведение года»), Павел Матвеев (за верность журналу и цикл эссе, посвященных Джорджу Оруэллу, Чарльзу Буковски, Михаилу Булгакову, Василию Аксенову, Александру Куприну, Ивану Бунину, Александру Яблоновскому в номинации «Лучшее эссе года»), Галина Калинкина (за рассказ «Тактиль», специальная премия журнала «Этажи» в номинации «Бюро находок Анны Агнич», в содружестве с литературным клубом «Бостонские чтения»). Дипломанты премии: Лена Берсон (за уникальный и узнаваемый поэтический голос в подборке «Мама, я на войне, позвоню потом»), Ольга Шенфельд (за яркий дебют в журнале с поэтической подборкой «Рассыпались рыбы и птицы»), Настя Кукушкина (за яркий дебют в журнале с рассказом «Тонкий ереванский блокнот»), Наталья Дзе (за добрую иронию в подборке рассказов «Курьер, газовый пистолет и АнклБэнс»), Владимир Резник (за фантасмагорию и волшебство в рассказе «Ракетчик Пешкин»).
18 сентября фестиваль продолжился на Книжных аллеях, прямо напротив Казанского собора (Малая Конюшенная улица). Здесь выступали поэты, придерживающиеся самых разнообразных эстетических ориентиров: Вадим Месяц (Москва), Тейт Эш (Бахчисарай), Алексей Миронов (Нижний Тагил), Илья Плохих (Москва), Ася Аксенова (Москва - Израиль), Ника Батхен (Феодосия), Борис Бартфельд (Калининград), Дмитрий Смагин (Смоленск).
Кира Грозная, главный редактор известного еще с советских времен журнала «Аврора», представила авторов – Валерия Попова, Владимира Бауэра, Викторию Черножукову, Ивана Коновалова, Андрея Сенова. Литературные выступления прерывались музыкальными сетами – перед публикой выступили певцы Жанна Комлева и Александр Джигит.
Вечером этого же дня фестиваль снова переместился в литературную гостиную «Старой Вены». Там состоялся вечер поэтов-медиков «Когда бы не руки докторов». Со своими верлибрами о работе в «красной зоне» во время пандемии выступила Екатерина Хиновкер (Красноярск). На вечере также читали стихи поэты-медики из Санкт-Петербурга Екатерина Полянская, Дмитрий Легеза, Ольга Аникина и поэт из Москвы, кандидат медицинских наук, заведующий операционным отделением Центра сердечно-сосудистой хирургии ГВКГ им акад. Н. Н. Бурденко Алексей Федоров.
Особый интерес у публики вызывал дуэт Мария Верстакова – Алексей Ушаков (Сочи - Москва). Им удалось придать совершенно новое, «блюзовое» звучание стихам Дениса Новикова.
Завершились фестивальные мероприятия 18 сентября торжественным финалом Международного поэтического конкурса им. Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай». Первое место занял Роман Ненашев (Санкт-Петербург), второе - Анастасия Ким (Ставрополь), третье - Александр Оберемок (Белгород). Как и фестиваль, этот конкурс проводится в 18-й раз. Он известен тем, что проводится анонимно (на конкурсных подборках вместо имен стояли номера), а члены жюри не собираются для обсуждения оценок, чтобы не оказывать влияние друг на друга. Обладатель первого места получает приз – 100 000 рублей, второго – 50 000, третьего – 30 000. Победителю также вручается памятная медаль с изображением Николая Гумилева. За время проведения конкурса в нем приняли участие более 10 000 поэтов со всех континентов (кроме Антарктиды).
19 сентября в Книжной лавке писателей были подведены итоги Конкурса юмористической и асбурдной поэзии и малой прозы им. Даниила Хармса «Четвероногая ворона». Лауреатами стали: петербуржец Вадим Смоляк (1-е место), москвичи Илья Плохих (2-е место) и Михаил Квадратов (3-е место).
Далее фестиваль переместился в актовый зал Московского вокзала. Песенный цикл на стихи Виктора Сосноры «Кристалл любви, кристалл надежды», написанный к 85-летию со дня рождения поэта, исполнила группа Dzhigit Art. Представила программу вдова поэта Татьяна Соснора. Ольга Аникина выступила с программой «АЛТЕ ЗАХЕН - Старые вещи» (в основу которой легли переводы и переложения известных песен, существовавших изначально на идише, польском, испанском и ладино).
На фестивале также прошли презентации нового проекта, посвященного художественному переводу, «Литера-глобус»; альманаха Союза российских писателей «Паровоз», книг Михаила Квадратова «Восьмистрочники», Игоря Караулова «День святого Валентина» и Вадима Месяца «Пани Малгожата».
- Фестиваль «Петербургские мосты» состоялся при поддержке Фонда Вячеслава Заренкова «Созидающий мир».