01.12.2021
Литература и театр

Фестиваль театральных капустников «Солёные уши» посвятили Ильфу и Петрову

Паниковский вел бы кулинарный блог о гусятине, Гаврила служил бы режиссером

Фото: Пермское отделение Союза театральных деятелей
Фото: Пермское отделение Союза театральных деятелей

Текст: Игорь Карнаухов

XV Фестиваль театральных капустников «Солёные уши», проводимый в Перми, прошел на мотивы соавторов, чьё собственно драматургическое наследие невелико, но чья сатира продолжает вдохновлять творческих людей по всей стране уже без малого столетие – Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Сатирики не бывали в городе на Каме, но конкурс был посвящен 90-летию романа «Золотой телёнок» (1931).

Немудрено, что и ведущие на сцене фигурировали в образах Остапа Бендера и Эллочки Людоедочки. «Жизнь прекрасна, несмотря на недочёты!» – было девизом смотра.

Парад Остапов

Театр драмы и комедии города Чайковского взял на себя миссию парада праздника, выведя на подмостки сразу семь Остапов, олицетворявших театры Прикамья, в том числе и не участвовавшие в конкурсе.

Остальные брали не числом, а умением. Так, в капустнике Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского к образу самого популярного героя Ильфа и Петрова только апеллировали: в характерном костюме на заднике сцены в финале их номера предстал бывший художественный руководитель коллектива Теодор Курентзис, покинувший его ещё в 2019 году... Смотрелось двусмысленно: Курентзис – подлинно незаурядный дирижёр, – но было забавно. Перед этим солисты пропели свое письмо к маэстро как к великому комби... обольстителю, что рисовал некогда перед труппой перспективы светлого будущего, но скоропостижно променял Пермь на блистающие Нью-Васюки, прихватив, мол, с собой ещё и инструменты, а им теперь вместо светлого будущего приходится работать в яме... Что чистая правда: в «Дон Жуане», поставленном в прошлом сезоне, певцы располагаются в оркестровой яме. «Дом Чайковского» в итоге и занял первое место.

Вполне был достоин верхней ступеньки пьедестала почёта и фантастический сюжет Пермского театра кукол. В нём энергичный коллектив конторы «Рога и копыта», прослышав о появлении интернета, совершает перемещение во времени, поскольку раньше было всего четыреста относительно законных способов отъёма денег у населения, а теперь есть 400 миллионов!..

Здесь, в нашем времени Паниковский начинает вести кулинарный блог, пропагандирующий гусятину, Балаганов – читать лекции о родословной Шмидтов онлайн. Ну а Бендер решил организовать онлайн-театр и изыскивает на такой проект грантик.

Представляется он при этом так: «Зовут меня Константин Юрьевич, а фамилия моя слишком известна…» Это уже отсылка к столичной звезде театральной сцены Константину Богомолову, прославившемуся скандальной постановкой в Перми «Кармен» Ж. Бизе.

Служил Гаврила режиссёром…

Режиссёра «Богомольного» вообще поминали в каждом втором капустнике, немногим меньше, чем сына турецкоподданного, такое он произвёл в наших краях неизгладимое впечатление.

  • Служил Гаврила режиссёром.
  • Был очень богомолен он.
  • И оттого в «Кармен», наверно,
  • Зачем-то вставил он тампон…

Такой экспромт выдал новый Ляпис-Трубецкой в миниатюре «Двенадцать ульев» Пермского театра юного зрителя, занявшего 3-е место. Тюзовцы вообще умудрились совместить два несовместимых сюжета: Ильфа и Петрова с мультфильмами Фёдора Хитрука про Винни-Пуха и его друзей по мотивам цикла Алана Милна… Здесь Винни-Пух в облике, как вы можете догадаться, Бендера и Пятачок (Киса Воробьянинов) начали поход в Старейшее Театральное Дупло (СТД) с целью попросить увеличения пенсии и МРОТа... По дороге к ним присоединились Иа (Паниковский), Кролик (как раз Ляпис) и Сова.

В силу противоэпидемической обстановки, переноса фестиваля на осень с привычной весны и ряда других обстоятельств участвовали нынче в краевом смотре театрального юмора посланцы всего лишь семи коллективов. В ином случае «солёных ушей» среди пермяков было бы гораздо больше.