05.12.2021
Фестивали

Что лучше — фильм-первоисточник или дебютная книга?

На non/fictio№23 состоялась презентация романа Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» с участием Антона Долина, Галины Юзефович и Феликса Сандалова

Фото: youtube-канал non/fiction№23
Фото: youtube-канал non/fiction№23

Текст: Дарина Копытова

Все привыкли к тому, что экранизации «поддерживают» книгоиздание. Но как оценивать фильм и книгу, если ситуация обратная?

В 2019 году Квентин Тарантино намекнул на завершение режиссёрской карьеры. А в ноябре 2021-го вышел дебютный роман «Однажды в Голливуде», основанный на одноимённом фильме. Перевели книгу Сергей Карпов и Алексей Поляринов.

Кинокритик Антон Долин, главный редактор издательства Individuum Феликс Сандалов и литературный критик Галина Юзефович обсудили сюжетные особенности романа и его отличия от блокбастера.

"Тарантино сделал себе международное имя на том, что брался за жанры, которые в киноиндустрии считались маргинальными. "Джеки Браун" в жанре blaxploitation. "Бесславные ублюдки" — фильм о нацистах, снятый в экшн-манере. Чем Тарантино занимается как режиссёр? Он эстетизирует жанровые формы и выдаёт произведение искусства. В случае с книгой произошёл такой же разворот, поскольку это новеллизация — низкий литературный жанр, насчитывающий сотню лет. Литературные рабы переписывали кинокартины, чтобы на волне успеха продать книжки, этим никогда не занималась режиссёры. Тарантино написал, на мой взгляд, самоценный роман", — рассказал Феликс Сандалов.

По словам Галины Юзефович, Тарантино берёт жанр, который сейчас воспринимается как вымерший, и заново через трубочку его надувает, вдыхая самого себя: "В этом есть что-то трогательное. Очевидно, эта вещь сделана исключительно из любви. Но мне показалось, что слова для трансляции этой любви работают несколько хуже, чем картинки. Кино лучше. И дело не в том, что книга идёт после фильма. Как режиссёр, на мой взгляд, Тарантино гораздо сильнее".

Также критик определила функцию романа: "Эта книга компенсирует зрительское желание узнать больше о героях, о том, что будет дальше".

Далее к обсуждению присоединился Антон Долин, отметив, что для Тарантино очень важна структура: «Он полностью отошёл от структуры фильма. Изменив её, он создал другое произведение».

Кинокритик объяснил, почему фильм Тарантино произведёт на всех большее впечатление:

"Он великий кинорежиссёр, и в этом очень опытен. О том, что Тарантино выдающийся литератор, мы — поклонники — говорим с середины 1990-х, это видно по его диалогам. Но он драматург, а не прозаик. И это его первая проза. Поэтому, как и в любом дебюте, здесь есть необязательности и длинноты. Но совершенно не удивлюсь, если через две-три книги Тарантино создаст нечто равновеликое своим фильмам".

Для Галины Юзефович в этом романе удачными с литературной точки зрения оказались эссеистические фрагменты: "Внутри себя возносила молитвы, говорила, дружочек, давай ты не будешь писать романы. Эссеистика — вот твой путь. Моменты, когда Тарантино выглядывает из-за плеча своего персонажа и начинает говорить своим голосом – вот то, ради чего надо читать роман".

Также спикеры поговорили о том, как благодаря премиям реабилитируются авторы, в литературную среду не допущенные.

"Наградили Светлану Алексиевич, Боба Дилана. Жду момента, когда Нобелевку или любой другой приз дадут за сценарий", — отметил Антон Долин.

Галина Юзефович возразила: "Нобелевку нужно давать лишь за сценарий нереализованный. Как только сценарий становится фильмом, он выигрывает у текста».

На вопрос Феликса Сандалова о том, чем объясняется одержимость Тарантино концом 1960-х, Антон Долин ответил: "Тарантино очень хотел, чтобы этот фильм был представлен именно на Каннском фестивале в 2019 году. Это был 25-летний юбилей победы "Криминального чтива" – начала его славы. Четверть века: от пришельца, чувака из видеомагазинчика до абсолютного метра Голливуда. Название – это ведь еще и о самом Тарантино. Теперь он король Голливуда, в котором однажды был чужаком".

Кинокритик обозначил, что это книга о режиссуре, зашифрованная в роман о об актёрах и каскадёрах: "Откуда Тарантино – совсем молодой парень – к моменту "Криминального чтива" так много знал и умел? В этой книге написано, откуда. Это не просто новеллизация, не просто роман Тарантино, в этой книге много автобиографического".

Феликс Сандалов завершил презентацию неожиданным анонсом, рассказав, что в следующем году выйдет новая книга Тарантино в жанре нон-фикшн: она так же будет выпущена издательством Individuum: "Это будет сборник эссе о любимом кино под названием "Cinema Extravaganza": Гонконг 1980-х, забытые боевики".

"Кино всемогуще, – резюмировал Антон Долин. – Это одна из причин нашей любви к Тарантино".