09.12.2021
Год ЕГЭратуры

Зри в корень: девятое задание в ЕГЭ по русскому языку

О тонкостях выполнения девятого задания в ЕГЭ по русскому языку

Мы продолжаем готовить всех желающих к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Уже записанные уроки можно посмотреть здесь. Пока наша база видеоуроков пополняется, предлагаем не стоять на месте, а уже сейчас начинать готовиться к экзаменам. Мы предлагаем вам как видеоурок, так и текстовый его вариант: кому как удобней.

Текст: Иван Родионов

Девятое задание (на безударные гласные в корне слова) не относится к числу слишком сложных, но свои подводные камни есть и в нём. Как правило, трудности возникают при выявлении корней с чередованием гласных. О них и поговорим.

Важно: таких корней в задании двадцать пять. Ни больше ни меньше. По какой-то причине в их число не попали чередования типа оро-ра или оло-ла, а также корни с изменением гласных в глаголах разного вида и длительности действия, как в словах взламывать-взломать или вздрагивать-дрожать. Последнее слово, например, в вариантах продолжает попадаться и маркируется как слово с проверяемой гласной (дрожать-дрожь). И только так - если написать, что -драг-дрож- - пара корней с чередованием, проверяющие посчитают это за ошибку, и никакие апелляции, увы, не помогут.

Итак, двадцать пять корней. Казалось бы, всё просто: нужно их выучить, и этого будет достаточно. Но есть нюансы. У половины подобных корней есть корни-омонимы с другими значениями (и тогда это уже не корень с чередующейся гласной). Кроме того, есть много межморфемных звукосочетаний, которые можно принять за нужные нам корни.

Рассмотрим все двадцать пять корней и мимикрирующие под них "слова-подвохи". Для удобства разделим чередующиеся корни по признакам определения безударных гласных в них.

Корни, гласная в которых определяется последующей согласной/согласными. Таких корней три.

Первый - всем известный -рос-раст-ращ-. Следует помнить, что чередующимся такой корень является лишь в случае, если он выражает значение роста, увеличения в размере, восстановления: прорасти, росток, выращивать, заросло. Слова, связанные с росой или Россией, чередующихся корней не имеют. Кроме того, нужно быть осторожными со словами с приставками рас-рос (распаковать, роспись), а также с корнями, содержащими в себе "-ращ-" - такими, как "-вращ-" или "-кращ-" (вращение, прекращать).

Ещё два корня с чередованием - -лаг-лож- и -скак-скоч-скач-. С последним всё очевидно, а вот у -лаг-лож- (полагать, приложение, прилагательное) есть несколько квазисобратьев – например, логичный, логистика; наконец, есть -лож- в значении "неправда" (ложный).

Есть ещё три корня с чередованием, правописание гласных в которых зависит от ударения.

  • -зар-зор
  • -гар-гор-
  • -клан-клон-

-Зар-зор- (заря, зарница) спутать с чем-то сложно, хотя есть похоже звучащие корни (как в словах обзорный, беспризорный, взором). У -клан-клон-, когда он чередующийся, значение одно - склониться, кланяться, поклон. Никакое клонирование здесь ни при чём.

С -гар-гор- чуть сложнее. Его значение - воспламенение, повышение температуры (загорать, погорелец или пугающее учеников слово изгарь). Отметаем всё, связанное с горами (гористый, предгорье) и горем (горевать).

Есть ещё два корня с чередованием, правописание гласных в которых зависит от оттенка значения корня:

  • -равн-ровн-
  • -мак-мок-мач-моч-

Пусть вас не смущает смысловая разница между "один раз опустить в жидкость" (макнуть) и "пропустить жидкость внутрь себя" (намочить, промокнуть) и между "равный, одинаковый" (равенство, уравнение) и "ровный, гладкий" (выровнять). Как и появление в последнем корне ещё одной гласной (слово уровень). Всё это наши случаи.

Ещё два корня - пишутся они с одной гласной, но есть исключения:

  • -твар-твор- - через -о- (творец, столпотворение), исключения - тварь и утварь.
  • -плав-плов-плыв- - через -а- или -ы- (плавние, плывун), исключения - пловец и пловчиха.

Спутать эти корни с другими трудно - слишком яркие у них значения.

Это были десять корней с чередованием. Есть ещё десять, и объединяет их следующее правило: правописание гласных в них зависит от наличия или отсутствия -а- после корня. Строго говоря, корень -лаг-лож- тоже подчиняется этому правилу, но его мы уже отнесли к другому случаю.

С корнями -блест-блист-блеск-блещ- (блеснуть, блистать), -жег-жиг-жеч-жог- (зажечь, зажигать) и -чет-чит-чес- (вычитание, вычесть) сложностей возникнуть не должно.

Значение корня -стел-стил- так или иначе связано с постелью (застелить, застилать) - никакой стиль (стильный, стилистический) тут ни при чём.

-Дер-дир- имеет значение резкого, порывистого движения, а также задиристости и драки (удирать, подерёмся, выдернуть, задирать) - деревню и ее производные отбрасываем.

-Пер-пир- в любом случае связан либо с опорой, либо с запором (замком) - опираться, запереть. Пир как застолье (пировать) - не то.

-Тер-тир- как чередующийся корень означает "тереть" - вытирать, затереть и даже стирать (стирали, как известно, раньше руками - тёрли бельё).

У корня -бер-бир- (избирать, заберёшь) есть свои обманки - берлога, бирка, сберегать, берега. Обратите внимание - несмотря на звуковое сходство, это совсем другие корни.

В этой группе корней выделяются ещё два корня - как наиболее сложные для распознания.

Проблема корня -мер-мир- в том, что у него целых два пишущихся по-разному омонима. Слова, связанные с измерением (примерка, размер, замерять) или миром - хоть в смысле "Вселенная", хоть в смысле "не-война" (мировой, примириться, замирить), корней с чередованием не содержат. Это всего-навсего слова с проверяемыми гласными в корне. Корень -мер-мир- является чередующимся только в самом печальном своём значении - прекращения дыхания или смерти (замереть, умирать, вымирание).

Ещё есть корень -кас-кос-, который обыкновенно проходят в школе наряду с корнями, правописание которых зависит от ударения. Нужное нам значение этого корня - дотрагиваться, касаться (прикосновение, касательная). Омонимов у него тоже предостаточно. Корни, связанные со значением "неровный" (косой, косоворотка), а также имеющие в своей смыслообразующей основе "косу" - хоть ту, которой косят траву (косить, покос), хоть ту, которая на голове (косички), чередующимися не являются.

Наконец, ещё пять корней. Проблема с ними в том, что приводятся они далеко не во всех учебниках. По правде говоря, проходить их в орфографическом смысле особо и незачем: едва ли кто-то спутает гласные -и- и -я-. Звучат и выглядят эти корни несколько экзотично, потому условно их можно назвать "анимешными".

Судите сами - это корни:

  • -ня-ним- (понять, понимание),
  • -мя-мин- (смять, заминка),
  • -ча-чин- (начать, начинать),
  • -жа-жим- (зажать, зажим),
  • -кля-клин- (проклятие, проклинать).

Интересно, что схожего чередования -пя-пин- (распять, распинать) в ЕГЭ нет. Сложностей с этими корнями (кроме их запоминания) почти нет. Разве что разработчики иногда пытаются выдать за -мин- корень -мен- (изменение, заменить), но это не так страшно.

Так что для успешного решения девятого задания нам придётся брать на вооружение афоризм-фразеологизм Козьмы Пруткова "зри в корень". Напомним, что его переносное значение - "смотри в самую сущность, ищи смысл". Но и неожиданным дословным значением этого выражения тоже пренебрегать не стоит - правильно находить и выделять корень слова тоже очень важно.