21.03.2022
Публикации

Это "Сибогни"

Басинский: "Сегодня мы отмечаем 100-летие старейшего русского литературного журнала "Сибирские огни"

100-летие старейшего русского литературного журнала 'Сибирские огни' / Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцин
100-летие старейшего русского литературного журнала 'Сибирские огни' / Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцин

Текст: Павел Басинский (писатель)/РГ

Старейший советский литературный журнал "Сибирские огни" 21 марта отмечает свое 100-летие. Это не просто какое-то парадное, а тем более не только "региональное" событие. Это - важное литературное событие для всей России.

Строго говоря, первым советским литературным журналом был не "Сибогни", а "Красная новь", созданный в 1921 году. Его расцвет пришелся на время редакторства интересного литературного критика А.К. Воронского. Но Воронский сильно рисковал. Объединил вокруг журнала "попутчиков" - так именовали молодых писателей, не имевших "пролетарского" происхождения. Это сегодня мы знаем, что среди "попутчиков" были те, кто составлял цвет ранней советской прозы и поэзии - Бабель, Пильняк, Федин, Леонов, Зощенко, Маяковский, Есенин, Пастернак. Не говоря о том, что в "Красной нови" печатались Горький, Пришвин, Вересаев, Алексей Толстой... Но время тогда было суровое и "чистка" литературных рядов началась раньше, чем сами эти ряды организовались в единый Союз писателей СССР. В 1927 году Александр Воронский был обвинен в "троцкизме" и снят с должности главного редактора, а через десять лет - расстрелян. В начале войны "Новь" прекратила свое существование.

"Сибирским огням" была уготована не менее трудная, но куда более долгая судьба. Внимание: сегодня мы отмечаем 100-летие русского литературного журнала. Ни один литературный журнал в России, начиная со знаменитого пушкинского "Современника" и заканчивая легендарным "Новым миром", столетней историей похвалиться не может. "Современник" прожил 30 лет (1836-1866). "Новый мир", я очень надеюсь, заметно отметит свое столетие в 2025 году.

Было только два периода, когда "Сибогни" временно закрывался. В начале Великой Отечественной войны и в 90-е годы. Но и во время Великой Отечественной на базе "Сибогней" выпускались альманахи, а с 1943 года журнал выходил под тем же названием.

В 90-е годы журнал подкосило отсутствие финансирования и наплевательское отношение "хозяев жизни", как их называл Горький. В 1998 году журнал возродился, но его лихорадило, как, впрочем, и другие региональные журналы. В 90-е годы писатели еще и переругались. А в связи с этим произошел как бы "дележ" литературных журналов. На одном крыле - "Знамя", "Октябрь", "Новый мир" и саратовская "Волга", на другом - "Наш современник", "Молодая гвардия" и "Сибирские огни". Сейчас, когда все журналы находятся в подвешенном состоянии, а иные, как горячо любимый мной журнал "Октябрь", вовсе перестали выходить, вспоминать об этом грустно!

Но вернемся к "Сибирским огням". Да, Советская власть начала с того, что запретила дореволюционные журналы. Среди них были такие корифеи отечественной журналистики, как "Русское богатство" и "Вестник Европы". Но она же озаботилась, чтобы создать новое журнальное пространство и для тех писателей, кто не покинул Россию, и для молодых авторов, многие из которых поднимались из бывших социальных низов. Так появились журналы "Красная новь", "Октябрь", "Новый мир" и "Сибирские огни".

До революции Сибирь уж точно не была литературной державой. Отсюда везли что угодно - золото, пушнину, даже пшеницу, но не литературу. И великие писатели XIX века в основном рождались в средней полосе - Тульщина, Орловщина, Тамбовщина... Но сегодня - окиньте взглядом русскую литературу второй половины ХХ столетия. Целое ожерелье классиков - выходцев из Сибири: Распутин, Астафьев, Шукшин, Бородин, среди драматургов едва ли не ярчайшая звезда Вампилов. Это я называю только тех, кто в Сибири родился, а ведь были еще и те, кто оказался там с родителями по разным обстоятельствам, как, например, Сергей Залыгин - один из прежних редакторов "Нового мира" и очень сильный, на мой взгляд, прозаик.

Словом, Сибирь в ХХ веке, безусловно, стала "литературной державой, и, конечно, одной из причин этого было существование "Сибогней". Где бы они печатались, эти сибирские самородки, со своим особенным языком, стилем, самим "характером" творчества?

Сегодня "Сибогни" возглавляет талантливый писатель и энергичный журнальный деятель Михаил Щукин. Ему и его коллективу удалось возродить журнал и на прежних основаниях, и на совершенно новом уровне.

С 2017 года журнал стал гонорарным. С 2016 года ежегодно вручаются премии лучшим авторам журнала, среди которых не только сибиряки, но и писатели Москвы, Урала, Поволжья. С этого же года журналом ежегодно проводятся Совещания сибирских авторов по направлениям "Проза", "Поэзия", "Критика", "Публицистика", "Фантастика", по итогам которых лучшие участники рекомендуются к принятию в состав Союза писателей России.

С 2015 по 2017 год проводился отборочный тур Всероссийского поэтического слэма. С 2017 по 2018-й - Всесибирский круглосуточный поэтический марафон "Не спи, поэт!" вместе с Новосибирской областной юношеской библиотекой.

Безусловной гордостью журнала является его электронный сайт: sibogni.ru. В разделе "Архив" при содействии Новосибирской областной научной библиотеки оцифрованы почти все (!) номера журнала за столетие его существования - это бесценное сокровище для историков русской литературы ХХ века.

Наши литературные журналы сегодня в очень трудном положении. Все! Они держатся за счет личного энтузиазма и, я бы сказал, такой здоровой культурной инерции, которая еще, слава Богу, не исчезла. Но мы можем их потерять, одного за другим.

Нам это надо? Потерять то, что создавалось столетие? Сибирь без "Сибирских огней" будет ярче? А русский мир без "Нового мира" станет замечательно новым?

Источник: rg.ru