12.05.2022
Рецензии на книги

Так мы жили до двадцатых

Сборник рассказов Елены Безсудовой «Всё хорошо, мам» зовет к приключениям, а приводит в кабинет психолога

Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Текст: Екатерина Гольдовская

Елена Безсудова. «Всё хорошо, мам»

М.: ИД «Городец», 2022 – 176 с.

На обложке этой книги, сразу под названием, издатели разместили то ли слоган, то ли аннотацию: “О поколении девяностых, последнем поколении авантюристов”. И читатель ждёт развлечений, ностальгии и захватывающих сюжетов. Отзывы на обратной стороне обещают лёгкий слог и юмор, и только где-то вскользь упоминается боль. Открываешь книгу – и в эту боль погружаешься целиком.

Это не приснопамятный Ice Bucket Challenge, а скорее медленное погружение. Авторская рефлексия окутывает читателя постепенно. В первом рассказе упоминается редкий вид рака. Здесь вроде всё легко и с юмором, почти анекдот. Тем, кто знает историю Елены Безсудовой, смеяться сложнее: она прошла через тяжёлую болезнь и выжила почти чудом – какие уж тут приколы… При этом получилась довольно злая сатира на информационное общество.

Читаешь дальше – замечаешь повторяемость женских образов. Первым бросается в глаза персонаж, которого в обыденной жизни обычно называют «тупой тёлочкой»: без личности, а в некоторых рассказах даже без имени. Становится тревожно: это автор окружающих женщин так видит или саму себя? Впрочем, это вряд ли. Интересных женских персонажей в этих историях достаточно. Что самое приятное, это нормальные, живые женщины, каждая со своими проблемами. Здесь никого не идеализируют.

Пожалуй, самые трагические героини – бабушка-психопатка и девочка под гиперопекой. Здесь целый клубок из боли, страха, обиды, злости и беспомощности. Читаешь, и хочется бежать, закрыв голову руками.

Читаешь, и становится неловко. Это явно очень личная история, и поделиться этой болью – большая смелость.

Когда более-менее разбираешься с женскими образами, на поверхность выплывают мужские. Противный мальчишка – в чьём детстве таких не было? Ровесники главных героинь, из того самого “поколения девяностых”, почему-то сплошные неудачники. Бизнес им не удаётся, популярность в социальных сетях приходит только благодаря вранью, с работы их увольняют, и даже зачать ребёнка у них не всегда получается. Единственный, кто вызывает приятные эмоции и служит героиням опорой, – дедушка. О таком деде можно только мечтать.

У читателя возникает соблазн поиграть в психолога: поразмышлять о писательской рефлексии, детских травмах, семейных сценариях и специфике автофикшна как жанра. Исторические реалии показаны очень точно: автор пишет о том, что знает. И внутренних демонов, которые терзают персонажей Елены Безсудовой, она тоже знает очень хорошо. А потом приходишь к неожиданному выводу: да, это всё очень личное, но молчать о своей боли – худший выбор из возможных. О таком надо писать. Если не прозу, то хотя бы посты в соцсетях. Говорить. Если не с психологом, то хотя бы с близким другом.

Сборник “Всё хорошо, мам” грустно читать. Потому, что у нас у всех было неидеальное детство, мы все из-за чего-то обижены на родителей, мы все переживали ситуации, о которых стыдно вспоминать. А ещё потому, что это хроники ушедшего времени. Здесь описаны разные эпохи: от 1980-х до 2010-х. Это сюжеты о мире до пандемии, и ничего похожего уже не случится. Будут какие-то другие истории, а эти навсегда останутся в прошлом. Этот сборник рассказов ценен в первую очередь как исторический артефакт. “Смотрите, дети: вот так мы жили до двадцатых”.