30.06.2022
Литературные музеи

За какими смыслами стоит съездить в усадьбу «Поленово»

Как прогуляться по берегу Оки и встретить «Богатырей» Васнецова, Троицкий храм и стихи Кублановского

Церковь Святой Троицы в селе Бёхово / Photoxpress
Церковь Святой Троицы в селе Бёхово / Photoxpress

Текст: Максим Васюнов / РГ

"Сто восьмое чудо света"

С этого берега Оки в районе Тарусы все и началось. Осенью 1887 года Василий Поленов вместе с Константином Коровиным плыли на пароходе до Алексина. И тут Василий Дмитриевич увидел для себя нечто сакральное - высокий холм с деревенскими домами и деревянной церквушкой. Кто-то скажет: "Что тут такого?" - но только художнику, к тому времени уже постигшему и законы пейзажей, и библейские мотивы, открылось нечто...

"Ну это же в воздухе как-то висит! - говорит мне большой поэт Юрий Кублановский. Мы с ним идем вдоль берега и вместе с небом заглядываем в умиротворенную гладь Оки. - Здесь ощущение намоленности есть, понимаешь? Медленное течение русской реки, которая не слишком широка, не слишком узка. Все это воплощение русского лиризма".

Но Поленов первым почувствовал силу места. На деньги, вырученные от продажи императору Александру III картины "Христос и грешница", Василий Дмитриевич покупает полюбившийся ему берег со всеми окрестными землями и строит трехэтажный усадебный дом по своему проекту.

В 1892 году, ровно 130 лет тому назад, Поленов перебирается сюда со старшими детьми. Начинается история освоения пространства художником.

"Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, - писал Поленов Коровину в 1914 году, - ведь мы с Вами впервые открыли ее красоту и выбрали место для жительства". В том же письме Поленов расскажет своему другу, что за эти годы здесь было "понаделано". Построены усадьба, две школы, церковь, мастерская, лодки, дамба... "Вышло сто восьмое чудо света, если не больше", - признается Поленов.

И все это выстроено по чертежам самого Василия Дмитриевича. В том числе каменный Троицкий храм, что на высоком обрыве у деревни Бёхово, - от усадьбы минут 15 ходьбы.

"Но главное не только то, что Василий Дмитриевич и семья Поленовых построили нашу церковь, - продолжает экскурсию настоятель Троицкого храма в Бёхове иерей Дмитрий Катичев. - Важно, что они и потом не оставляли храм. Сам художник, который был еще и композитором, написал Всенощную и Литургию, а его сын Дмитрий был старостой. Поленовы всегда заботились о храме, вплоть до 30-х годов, когда в истории святыни была поставлена точка с запятой".

"Россия, которую мы любим"

Троицкая церковь, парящая над Окой, - пожалуй, самый красивый архитектурный шедевр Василия Поленова. Можно даже сказать, что художник здесь возвел церковь, чтобы дополнить русский пейзаж. Или сформулирую по-другому: Поленов этот пейзаж дописал.

А если смотреть от храма на реку, то сквозь туман и яркое солнце проступает красота, которую на свои полотна перенесли сотни известных и не очень художников, - знаменитая излучина Оки (сам Поленов ее тоже писал). Наталья Федоровна Поленова, правнучка художника и директор музея-заповедника, говорит об этом пейзаже так: "Это та самая Россия, которую мы любим".

Поленовский матриархат

На Троицкий храм мы смотрим с Натальей Федоровной Поленовой из окна "грешницы", так в семье называют мастерскую, в которой хранится знаменитый вариант картины "Христос и грешница", написанный углем. Здесь же поленовские эскизы к его евангельскому циклу и платья - одно Василий Дмитриевич привез из путешествия по Востоку, второе сшила его жена Наталья Васильевна. "И все это для меня и для нашей культуры не просто вещи, понимаете, - говорит Наталья Федоровна, - я вообще считаю, что "Христос и грешница", или, как ее называл художник, "Кто из нас без греха", - это и есть тот Покров Богородицы, который как бы накрывает эту усадьбу, это наш красный угол, наш оберег".

Оберегать усадьбу в коварном XX веке было от чего. С одной стороны, Поленов после революций - народный художник, его музейные коллекции объявлены национальным достоянием, а семье усадьба официально передана в пожизненное пользование. Но с другой - уже после смерти художника в 1927 году его семья вынуждена выживать и буквально оберегать усадьбу от разграбления. В 1937 году за сыном художника Дмитрием Васильевичем и его супругой Анной Павловной приходят те, кого боялись все "бывшие". Супругов обвинили во всех смертных грехах, даже в шпионаже, и отправили в лагеря, из которых Поленовы вернутся только в последние годы Великой Отечественной. В войну усадьбе тоже приходилось несладко.

Но усадьба выжила. Как выжила она и в девяностые, когда стране было не до культуры. Но тогдашняя директор музея-усадьбы Наталья Грамолина (жена Федора Поленова, внука художника) смогла не только сохранить, что осталось ей от советской поры, но и многое вернула и отремонтировала. В истории это должно остаться - усадьбу Поленова сохранили не только сын и внук Василия Дмитриевича, но и их жены.

От Троицы - к трем богатырям

Что касается меня, то привет от Поленова нашему времени я встретил в столовой большого дома - здесь выставлен первый эскиз картины Васнецова "Богатыри". Когда Васнецов и Поленов были в Париже, Виктор Михайлович затосковал по Родине и начал писать богатырей. Первый эскиз маслом понравился Поленову, Васнецов предложил: забирай себе. Но Василий Дмитриевич отказался, мол, когда напишешь большую картину, тогда этот первый вариант и отдашь. Поленову пришлось ждать больше 20 лет.

Если учесть, что в советское время "Богатыри" во всех школах и вузах заменили икону Троицы, то пребывание эскиза в усадьбе Поленова не кажется случайностью, ведь именно здесь вот уже век осмысляется бытие не только художника, но и той России, "которую мы любим".


Кстати, на 30 июня намечено первое заседание Попечительского совета музея-заповедника "Поленово". Ожидается, что будут рассмотрены планы по развитию до 2023 года, в повестке и вопрос о реставрации музея в Поленове, а также Дома театрального просвещения имени В.Д. Поленова на Зоологической улице в Москве.

Помимо этого будут затронуты и другие важные моменты. Один из самых крупных музеев-заповедников в стране сегодня активно запускает новые проекты, выставки, проводит всевозможные акции. Руководитель музея, правнучка художника Наталья Поленова уверяет, что у сотрудников усадьбы идей гораздо больше, чем возможностей. Музей постоянно вынужден искать небюджетные деньги, чтобы развиваться. Судя по повестке совета, участники должны обсудить дополнительные источники доходов.

О значимости заседания говорит и состав участников. Будущее музея обсудят: полномочный представитель президента РФ в ЦФО Игорь Щеголев, министр культуры России Ольга Любимова, губернатор Тульской области Алексей Дюмин, руководитель Россотрудничества Евгений Примаков, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак, президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский, другие члены попечительского совета.

Юрий Кублановский - о настроении времени
  • Вот уж не думал,
  • что на старости лет
  • буду начинать утро
  • со сводок с фронта
  • и похожих на верлибры реляций.
  • Мол, чего-чего, а мира
  • на остаток жизни
  • все-таки хватит.
  • Хватит, чтоб подремать
  • над альбомом,
  • выпить в шалмане стопку,
  • окские видя плесы...
  • Но вот приходит догадка,
  • заставляющая сжиматься сердце,
  • взбивать кулаком подушку
  • в седой пелене рассвета,
  • что могу уже не дождаться,
  • как отдымят кострища кварталов
  • заслезится на окнах копоть,
  • воспаленные ссадины
  • побледнеют на лицах пленных,
  • как польется благовест
  • над округой,
  • отпоют живые погибших,
  • прирастет своим же Отчизна.

Оригинальный материал: rg.ru