08.09.2022
Год ЕГЭратуры

ЕГЭ-2023 по русскому языку и литературе: новое как откорректированное старое

Разбираемся в изменениях в ЕГЭ-2023

ru.freepik.com
ru.freepik.com

ЕГЭ по русскому и литературе снова изменили. Насколько сильно и стоит ли сильно из-за этого нервничать - разбираемся с нашими преподавателями из Года ЕГЭратуры.

Текст: Иван Родионов

ЕГЭ по русскому языку снова изменили. Да, пока предварительно – в ноябре, возможно, что-то откатят назад. Но что есть, то есть. К тому же всякие перемены зачастую воспринимаются учениками, родителями и даже педагогами как усложнение. Однако так ли страшны новые КИМы и задания?

Судя по материалам, опубликованным на сайте ФИПИ, изменений много, но все они или косметические, или корректировочные.

Сначала о неоднозначном

Стало меньше первичных баллов, которые можно получить за работу. Было 58, стало 54:

  • три из четырёх баллов исчезли из "жирных" заданий 8 и 26 – наиболее комплексных и многоступенчатых:
  • - за двадцать шестое задание теперь максимально можно получить три балла (вместо четырёх);
  • - за страшное восьмое – тоже три (вместо пяти).
  • ещё один первичный балл пропал из банка баллов за сочинение:
  • - за К2 ("комментарий к сформулированной проблеме исходного текста") теперь можно максимально получить пять баллов вместо шести.

Про само сочинение. Что поменялось:

  1. Исчезли ограничения на предельный объём сочинения. Раньше в формулировке оценивания критериев грамотности значилось "150-300 слов", теперь – "150 и более слов".
  2. Слегка видоизменились критерии оценивания сочинения при наличии фактических ошибок, в связи с этим критерии К1, К2, К3 и К12 тоже откорректированы.
  3. Смысловую связь между примерами теперь предлагается не "указать и проанализировать", а просто "проанализировать". Логично, формулировка была спорная.
  4. А вот из К7 и К8 исчезло понятие "негрубая ошибка". Видимо, все орфографические и пунктуационные ошибки теперь стали грубыми.

Теперь про тестовую часть

Вопросы снова меняются местами:

  • бывшее второе задание отчего-то стало первым;
  • третье – вторым;
  • появившееся в прошлом году первое – третьим.

Впрочем, есть и более радикальные изменения.

То самое бывшее третье задание (которое на понимание значений слов) стало другим. Теперь там не одно слово с разными значениями, из которых нужно выбрать верное. А пять разных слов, значения которых могут быть и неверными, и верными, и нам нужно выбрать именно последние случаи. То, что количество правильных ответов неизвестно, кажется усложнением, но пример этого задания, приведённый на сайте ФИПИ, выглядит простым и очевидным. Посмотрим, как будет дальше. А пока так:

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный главный звук. Запишите номера ответов.

  1. туфлЯ
  2. понЯв
  3. дОнельзя
  4. корЫсть
  5. Оптовый

Третье задание (бывшее первое) стало заданием повышенного уровня. При этом в нём почти ничего не изменилось, только немного поменялись формулировки. Как давали за него один балл, так и дают. В чём тогда смысл "повышения статуса" задания?

В четвёртом задании (на ударения) теперь тоже не один правильный ответ, а несколько. Кроме того, немного обновлён необходимый для решения задания орфоэпический словарь. Ждите в задании интересные слова – такие как "сосредоточение", например. Кстати говоря, дополнен и словарь паронимов (задание 5).

Девятое задание (на правописание корней) корректируется едва ли не каждый год. Теперь оно стало похоже на задания 10-12. Если раньше в нём было нужно найти ряды слов, объединённых общим типом орфограммы (с проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными в корне), то теперь – просто ряды, в которых пропущена одна и та же буква.

Было как-то так:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. торжественный, водоросли, помириться
  2. касаться, уравнение, слагаемое
  3. растение, понимать, творец
  4. заросли, поклониться, зарница
  5. осознавать, поклониться, логичный

А стало так:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. заг..релый, непром..каемый, к..мендант
  2. оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)
  3. укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный
  4. посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить
  5. бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..рять (поссорившихся)

Наконец, заданию 21 тоже присвоено почётное звание задания высокого уровня сложности.

Вот, собственно, и всё. Кардинальных изменений в ЕГЭ по русскому языку нет. Уточнения, корректировка, унификация заданий. А кое-что, думается, стало даже проще, чем было.

Текст: Татьяна Шипилова

В ЕГЭ по литературе изменений еще меньше, чем в русском языке. Можно сказать, их вообще нет, за исключением одной маленькой формальности.

Дело в том, что ЕГЭ-2022 по литературе закончилось небольшим (а может, и большим, раз таки решили внести изменение) скандалом. В задании 9 (которое до 2022 года было 14) на протяжении нескольких лет формулировка выглядела следующим образом:

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. анафора
  2. неологизм
  3. гротеск
  4. метафора
  5. сравнение

Были возможны варианты "использованных в первой/второй/третьей/любой строфе стихотворения". И в ЕГЭ-2022 именно такой вариант и попался. Было дано стихотворение Беллы Ахмадулиной "Дождь в лицо и ключицы..." и формулировка задания была следующей: "Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных в первой строфе стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны".

Перечисление художественных средств представлено выше, а стихотворение вот:

  • Дождь в лицо и ключицы,
  • и над мачтами гром.
  • Ты со мной приключился,
  • словно шторм с кораблем.

  • То ли будет, другое…
  • Я и знать не хочу -
  • разобьюсь ли о горе,
  • или в счастье влечу.

  • Мне и страшно, и весело,
  • как тому кораблю…

  • Не жалею, что встретила.
  • Не боюсь, что люблю.

Как видите, в первой строфе запросто находится метафора и сравнение, а вот анафора есть только в последней строфе, но никак не в первой. И сдающие попали в тупик: анафора точно не подходит, остаётся гротеск и неологизм. Логика проста: неологизмы в школе изучаются самые простые - либо как новообразовавшееся слово, которое только недавно появилось в языке (пр.: селфи), либо в литературе чаще под неологизмами вообще подразумевается окказионализм, т.е. индивидуально-авторский неологизм (пр.: "любёночек" из поэмы Маяковского). Поэтому ученики в большинстве случаев неологизмы видят сразу. И тут в первой строфе ничего подобного они не увидели. Остается только один вариант - гротеск, который часто вызывает вопросы, поэтому многие выбрали именно его.

И, как позже выяснилось, потеряли на этом балл, потому что таки правильный вариант был с неологизмом. Когда ученики рассказали о таком задании учителям и репетиторам по литературе, последние решили все-таки выяснить, какой логики придерживались составители. Оказалось, что логика у них оказалась изощрённая. На общее обращение учителей и репетиторов ответили, что слово "приключился" в данном контексте является... семантическим неологизмом!

И как бы ради бога, семантический так семантический, но загвоздка в том, что в школе подобный термин не изучается, а уж тем более не изучаются такие тонкости. На все возмущения и просьбы не снижать за эту ошибку ученикам баллы представители ФИПИ отписывались стандартными официальными клишированными письмами. Т.е. в КИМах явно была допущена ошибка при составлении заданий, но признаваться в этом никто, естественно, не захотел. А крайними оказались дети.

Такой вывод подтверждают как раз изменения в ЕГЭ по литературе, которые коснулись именно 9 задания. Теперь оно звучит так:

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Сложность в том, что теперь правильным ответом может оказаться любое количество цифр: может быть всего одна цифра, а могут быть все пять. Ну, правда, вряд ли такие варианты возможны, но от двух до четырех художественных средств теперь явно может набираться. В демо-версии ЕГЭ-2023 задание выглядит следующим образом.

  • Мешать соединенью двух сердец
  • Я не намерен. Может ли измена
  • Любви безмерной положить конец?
  • Любовь не знает убыли и тлена.

  • Любовь — над бурей поднятый маяк,
  • Не меркнущий во мраке и тумане.
  • Любовь — звезда, которою моряк
  • Определяет место в океане.

  • Любовь — не кукла жалкая в руках
  • У времени, стирающего розы
  • На пламенных устах и на щеках,

  • И не страшны ей времени угрозы.
  • А если я не прав и лжет мой стих,
  • То нет любви — и нет стихов моих!

  • (У. Шекспир, перевод С.Я. Маршака)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. анафора
  2. риторический вопрос
  3. гротеск
  4. инверсия
  5. эпитет

И здесь правильный ответ будет 1245.

Собственно, это и есть все изменения.