Текст: Стефания Данилова
Вы хотели бы познакомиться с северным сиянием? Потрогать позвонок китёнка? Укротить квадроцикл на лихих саамских дорогах? Обратиться с самой искренней молитвой к северным духам у Обрядового озера? Отведать озорной алой брусники на беломошнике? Посетить настоящие окопы солдат ВОВ на сопках? А может, совершить экстремальный заплыв в сам Северный Ледовитый океан?
Может показаться, что это реклама какого-то дивного тура на Русский Север. И да и нет. Речь о Всероссийском форуме-фестивале поэтической песни и литературы малых форм «Капитан Грэй». Он проводится в рамках всероссийского Межвузовского литературного форума им. Н.С. Гумилёва «Осиянное слово», но мир его абсолютно самобытен. Фактически из бумажного кораблика «Грэй» благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив и министерства культуры Мурманской области превратился в огромный роскошный фрегат с алыми парусами, на котором собираются лучшие российские литераторы, от участников до экспертов. В 2022 году ажиотаж вокруг фестиваля превысил все возможные ожидания, и более 1500 кандидатов трепетно ожидали результатов. Счастливый билет выпал лишь десяти процентам из них. И авторы не упустили свой шанс.
Илья Леонидович Виноградов, капитан «Грэя» – маэстро не только поэзии, но и экономики впечатлений. Он отчётливо понимает, что семинары и сцена есть на любом фестивале. Человек творческий едет, в первую очередь, напитаться чем-то новым. Увидеть то, что, возможно, никогда бы не увидел. И отсылка к легендарному произведению Александра Грина в названии фестиваля – не случайность. Поэтов и музыкантов со всех уголков света объединяет в первую очередь любовь к романтике. Потому где только не проводился «Грэй» за 12 лет его существования! И на туристической базе, и в гостинице с двадцатиместными комнатами… Людей это не смущало, они находили возможность и приезжали – вдохновляться, писать и петь. Их ждали не только привычные «разборы полётов» и выступления, но и самая настоящая северная сказка. Та самая, из детской песенки про Лесного Оленя. А именно благодаря ожившим песенкам из детства наш внутренний ребенок может быть всегда жив…
7 октября Мурманский театр кукол распахнул свои двери для проведения церемонии открытия. Был торжественно зачитан памятный адрес от Государственной думы в поддержку фестиваля. Зал погрузили в атмосферу прошлого фестивального года, показав ролики с памятными моментами. Эксперты выступали с мотивирующими речами и стихотворениями, часть из которых тематически обыгрывала морской флёр события. Многим запомнилась театральная сценка «Морской узел», где два моряка пытались расцепить рукопожатие весь зажигательный танец. Смысл этой композиции был в дружбе, которая может сформироваться только на таких мероприятиях, как «Грэй». Ведь есть особый вид дружбы – литературная. Нет, это не когда все беседы вокруг подборок да книжек. Это когда вы постоянно встречаетесь на творческих мероприятиях и не только, и даже если между ними прошёл, например, год, встреча была как будто вчера.
Илья Виноградов деконструирует и переосмысляет саму суть литературной тусовки, которую упрекают в большом количестве сложных взаимоотношений. Атмосфера, создаваемая на «Грэе», такова, что в ней происходят только добрые встречи. Вокруг северная сказка, помните? И все – ее герои. Злодеи в ней, конечно, тоже есть: это недочёты в стихах и плохое настроение. Но им быстро показывают их законное место: вне фестивальной гостиницы, за границей Мурманска и даже Териберки. Они здесь ни к чему. А каким тёплым было совещание экспертов на закате первого фестивального дня! Собравшись в одной из аудиторий Союза писателей Мурманска, литераторы решили… не обсуждать, как будут разбирать тексты, а отбросить строгость и просто общаться. Неформально, без пафоса. И делали это, не выходя за рамки приличия, как тоже частенько случается на литературных мероприятиях.
8 октября участников ждали многочасовые разборы… полётов. Или, правильнее сказать, плаваний. В этот раз работали как очные, так и заочные семинары, что позволило участникам из самых разных городов учиться через зум. На заочном семинаре поэзии обучался даже незрячий студент-химик Даниил Гаранин. Приходили учиться и маститые авторы: среди «грэевцев» был замечен Сергей Михайлович Адамский, известный петербургский поэт и культуртрегер. Для многих это был дебютный семинар – и, судя по многочисленным постам в социальных сетях, боевое крещение прошло более чем счастливо. Так произошло в творческой жизни 17-летней Марии Гунер, пишущей под псевдонимом Мэри Дарк – эта юная девушка из Сестрорецка показала достойные результаты на всероссийском уровне и была рекомендована на студенческую программу «Химок» вне конкурса. Что же до списка экспертов, он говорит сам за себя: Алексей Витаков, Нина Ягодинцева, Светлана Чураева, Юрий Татаренко, Карина Сейдаметова, Екатерина Яковлева, Андрей Звягин, Оксана Ралкова, Анна Харланова, Роман Круглов, Стефания Данилова, Ирина Четвергова, Ксения Савина, Виктория Татур, Денис Домарев, Ирина Соляная, Дмитрий Филиппенко, Илья Оленев, Екатерина Сокольцева, Дмитрий Коржов, Вадимир Трусов, Виталий Коротаевский, Игорь Панасенко, Екатерина Гладышевская…
Видно, как у некоторых мечтали учиться: только бы попасть, не упустить ни единого слова, даже если разбор был достаточно строг. Говоря об этих «некоторых», конечно же, имеем в виду Нину Александровну Ягодинцеву – признанного мэтра российской словесности, к которой ученики выстраиваются в очередь, а общаться с ней так интересно и познавательно, что и другие эксперты тоже в очереди стоят. Или Алексея Иольевича – титана и ангела-хранителя фестиваля, стоящего у самых его истоков, чьи мудрые и запоминающиеся песни украшают все события, происходящие на «Грэе». Или Анну Харланову – кто же не знает о Премии имени Левитова, покорившей сначала Липецк, а потом и всю страну? И, разумеется, отдельно отметим Светлану Рустэмовну Чураеву, о которой в «Грэевом закулисье» говорили особенно тепло, показывая друг другу экраны с сообщениями друзьям, которым они рекомендовали её чуткие разборы… Напоследок акцентируем внимание на Игоре Панасенко: песни этого барда попадали в настроение всем участникам семинара, а потом кочевали из телефона в телефон, как встарь по ИК-портам, словно некая тайна.
Итак, восьмичасовой марафон семинаров прошел на ура. Многие признавались, что им не хватило, вот еще бы денек – и было бы самое оно. Но регламент есть регламент. И время идти на закрытие… А оно возьми да и окажись более похожим на открытие. Открывали для себя новые имена и тексты, которые хочется выучить наизусть. И веселая музыка, под которую выходили на сцену, чтобы получить заслуженную награду – долго еще будет напеваться потом, в поездах и самолетах, а далее – домашним, и было в этом что-то до невозможности родное, уютное, чистосердечное. Чествовали лауреатов: от поэзии – Анну Мамаенко, Елизавету Клейн, Ольгу Беспалову, Полину Орынянскую, Ольгу Беспалову, Григория Князева, Екатерину Огарёву и Ивана Щитова, а от прозы – Александра Пономарёва и Александра Гриневского. Триумфаторам были вручены памятные подарки, самым аутентичным из которых стал альманах «Капитана Грэя» 2021 года, заботливо скомпилированный Дарьей Высоцкой и изданный в «Дроздов-на-Мурмане».
А 9 октября морские волки всех мастей расселись по микроавтобусам и отправились на охоту за вдохновением. Если в 2021 году были хаски, квадроциклы и саамские обереги, то в этом Илья подготовил микс приятного с полезным. Те, кому повезло приехать раньше, искупались в Баренцевом море и увидели ночью северное сияние, но и другим повезло не меньше, только по-своему. Если бы Бродский жил в Мурманске, он бы написал «Жизнь – это сопки, сопки» вместо «холмы, холмы». Но он не написал. Может, напишет кто-то из орды литераторов, каждый год ездящих в паломничество на «Грэй»? Съездили в Трифоново-Печенгский мужской монастырь, отведали чистой воды из реки Печенга. А ещё узнали, что к слову «печенег» этот топоним не имеет никакого отношения. А какая была вкусная монастырская трапеза, хоть и постная, без скоромного! И конечно, не обошлось без пленэра, как в 2021 году на Териберке: на фоне церкви поэты исполняли стихи, иногда тематические, иногда не очень, но суть одна: духоподъёмные.
Но никто не знал, какое зрелище им еще предстоит. В Долине Славы, посвященной тысячам погибших защитников Заполярья, есть ряд монументальных скульптур. Вот скорбящая мать, у ног которой море цветов, которые уже ничего не изменят. Вот барельеф вдовы, потерявшей своего воина, который будто вырван из стелы, его нет, но он жив вечно. А вот перенесенные на стелу предсмертные записки воинов: «Умрём, но не уйдём», «Прощайте, мама, ухожу в сырую землю»…
А потом что? По самолетам да поездам, по домам, и фестиваль, казалось бы, свернулся до размера чата «ВКонтакте». Но – нет. Всем придется ждать нового сезона, и, по прикидкам, экспертам будет еще сложнее выбирать людей в лонг- и шорт-листы. Кстати, Илья оказался волшебником и здесь: налив кипяток в подаренную мне как эксперту кружку, я увидела на ней вспыхнувшее северное сияние, проявившееся от тепла, ведь вживую мне в этот раз не довелось его увидеть… Семь футов под килем, Капитан, в море большой литературы и чистого счастья!