Текст: Иван Владимиров/РГ
"Время от времени на авансцену внимания москвичей выдвигается фигура Игоря Грабаря, в великолепном франтовском жакете, в высоком подпирающем бритый подбородок стоячем воротнике, с хризантемой в петличке", - писал в июле 1918 года корреспондент газеты "Четвертый час".
Не прошло и ста пяти лет, и вновь фигура Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) выдвигается на авансцену внимания москвичей. В Инженерном корпусе Третьяковская галерея открыла выставку "Игорь Грабарь. К 150-летию художника". Вообще-то юбилей Грабаря (1871-1960) пришелся на март 2021 года, но пандемия сдвинула сроки.
В отличие от юбилейной выставки Грабаря в Русском музее, которая представляла его прежде всего как художника, нынешняя в Третьяковской галерее напоминает еще раз, как многим и музей, и Москва, и отечественное искусство обязаны этому деятельному, энергичному ученому, организатору, художнику. Достаточно вспомнить, что храм Василия Блаженного на Красной площади сумел отстоять, убедить в его художественной ценности именно Игорь Эммануилович. При Грабаре собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось, в частности, древнерусскими иконами и живописью художников авангарда. Он обозначил новые перспективы развития музея.
Это не значит, что его собственное художественное творчество остается в тени. Для юбилейной ретроспективы Игоря Грабаря в Третьяковской галерее произведения из своих собраний дали 15 музеев России и Национальный художественный музей Республики Беларусь, а также 14 коллекционеров. Коллекционеры, к слову, оценили его первыми. Свидетельством тому не только успех его работ, показанных на выставке "Мир искусства" в 1902 году, но и то, например, что хрестоматийное теперь полотно "Мартовский снег" купил Иван Абрамович Морозов, а уж из его коллекции она поступила в Музей нового западного искусства, а потом в Третьяковку.
Нынешняя выставка позволяет взглянуть по-новому и на хрестоматийные работы, увидеть в ранней его живописи не только мюнхенскую школу Ашбе и французских импрессионистов, но и оттенок меланхоличности мирискусников во всех этих усадебных пейзажах, которые он писал на пленэре под огромным зонтом. Впрочем, меланхолия, кажется, точно не про Грабаря. Его энергия и воля всегда требовали действия. На выставке можно увидеть редкие фотографии, документы, письма, но все же куратор Ольга Атрощенко подчеркивает, что разные стороны деятельности Грабаря показаны не столько через архивные документы, сколько через художественные произведения.