04.12.2022
Публикации

«Создание мира — большая научная работа»

На non/fiction прошла встреча с художником фэнтези Романом Папсуевым

Фото: Елизавета Курилова
Фото: Елизавета Курилова

Текст: Елизавета Курилова 

Роман Папсуев — лучший художник 2004 года по версии «Мира фантастики» и лучший художник Европы 2008 года по версии конвента «Еврокон». Кроме того, у Романа на счету несколько самостоятельно изданных книг и планируются новые. «РГ» выбрала самые интересные моменты встречи с ним на ярмарке интеллектуальной литературы.  

О рисовании 

«Все началось с баловства. Я решил поместить героев фольклора во вселенную видеоигры. Начал рисовать и понял, что тема сложная. Как выглядит богатырь? Человек в красном плаще с мечом и булавой. Но это всего лишь образ, заданный Васнецовым. Он так въелся в костный мозг, что мы подсознательно не можем воспринимать другого богатыря. Когда я начал менять этот образ, меня начали повсеместно ругать».  

О компьютерных играх 

«Физика компьютерных игр отличается от физики реального мира. Но это мало кто понимает. Кроме того, внешность персонажей тоже может отличаться. Я беру фольклорных персонажей, и мне постоянно за все прилетает: от школьников, от историков, от обывателей. Меч не такой, заклепки не там. Я не претендую на историзм, я занимаюсь творчеством». 

Об источниках 

«С источниками у нас беда: в интернете повсеместно неоязыческие бредни, которые всерьез воспринимать нельзя. Поэтому я решил ориентироваться на издания, одобренные Российской академией наук». 

О фэнтези

«Я пишу фэнтези, никак не связанные с реальной историей. Я могу использовать мифологию любых стран, народов.

Создание мира — большая научная работа, которая может быть достойной диссертации». 

Об архитектуре фэнтези мира 

«Я довольно плотно общался с Джорджем Мартином («Песнь льда и пламени»): смотрел массу интервью, он приезжал в Россию в Питер, обсуждали всякое. По его теории, существуют архитекторы и садовники. Архитекторы чертят схемы, связи и пишут текст. Садовники, как Мартин, придумывают идею, кидают в землю и смотрят, что вырастет».