05.12.2022
Библиотеки

Библиотека в школе. Склад для учебников или центр притяжения?

Может ли школьная библиотека стать культурным центром или должна оставаться местом хранения учебников? На этот и другие вопросы ответили участники круглого стола на ярмарке non/fictio№24

На фото: библиотека школы № 6 в Салехарде / Фото с сайта www.salekhard.org
На фото: библиотека школы № 6 в Салехарде / Фото с сайта www.salekhard.org

Текст: Людмила Прохорова

«Раньше роль библиотек была очень четкой. Сейчас она изменилась. Но роль школьных библиотек, по моим ощущениям, изменилась не так сильно. Они, как и были отдельным ’’островком’’, что в школе, что среди других библиотек, так и остались. А как вы оцениваете роль библиотек в школе?» — обратилась к присутствующим с вопросом модератор встречи, сооснователь издательства «Розовый Жираф» Марина Козлова.

Ася Серова-Овсянникова, библиотекарь «Новой школы» отметила, что работает в частной школе, где есть больше возможностей «для маневра и развития пространства». Поэтому библиотеку в учреждении изначально задумывали прежде всего как культурный центр, а не как место хранения учебников.

Библиотекарь Французского лицея им. Александра Дюма Лара Овсянникова сказала: «Наша библиотека называется библиотечно-информационный центр. Во Франции, например, библиотека в школе не может существовать сама по себе, она является частью образовательного процесса. Так и у нас. Каждую неделю у детей в расписании есть урок в библиотеке. Библиотека — это учебный и педагогический проект, который мы строим всем коллективом. И программа занятий строится на год вперед».

«Давайте я отравлю беседу, — шутливо добавил ложку дёгтя в бочку мёда учитель литературы из государственной общеобразовательной школы Никита Исаев. — У нас список по программе русской литературы ужасный — он огромный. Остается ли время у литературноориентированных детей на спокойное посещение библиотеки и чтение для души? Нет. И да, библиотека в обычной школе — это просто склад учебников, потому что до этого пространства просто никто не доходит».

— Готовясь к этой встрече, я попросила школьников на своей странице в социальной сети ответить на вопросы про школьную библиотеку, — поделилась Марина Козлова. — Большая часть ребят никак не смогли охарактеризовать библиотеку в школе, потому что на этот счет у них просто нет никакого мнения. Некоторые писали «тоска зеленая», «пустота», «тьма». И так отвечали не только ученики государственных школ! Это навело меня на мысль, что дело даже не в самой библиотеке, а в человеке. Дело в библиотекаре. Считаете ли вы, что роль библиотекаря, как человека, который должен создать место притяжения, настолько важна?

«У нас подразумевается, что педагог-библиотекарь, помимо основных компетенций, должен обладать рядом качеств: спокойствием, доброжелательностью и вежливостью. Без них его просто не примут на работу», — заметила Лара.

Ася Серова-Овсянникова согласилась: «Дети ищут пять минут покоя. И они ищут это и в месте, и в человеке».

«А в нашей школе таким местом покоя становится туалет!» — пошутил Исаев.

Что же нужно, чтобы библиотеки городских школ стали местом притяжения? Большинство школьников из опроса Марины Козловой ответили, что в пространстве школьной библиотеки им не хватает «диванчиков и чая с печеньем».

Никита Исаев комментирует: «Надо начинать с учебного плана, [чтобы он не был перегружен], столовые должны работать до 18, и тогда во второй половине дня дети будут сыты и готовы прийти в библиотеку. Нужно дать ученикам возможность самим управлять пространством, красить стены и т.д. На уроках труда, например, сшить подушки и потом принести в библиотеку… То, что называется, DIY (от англ. «do it yourself» — «сделай сам»). То, во что сам вкладываешь силы, то и более интересно».