23.12.2022
Публикации

Что общего у художника Ильи Репина и группы Led Zeppelin

Думали, Репин - скучный академик? Будете в Минске - загляните в Художественный музей

Гитара с двумя грифами на портрете Василия Сварога работы Ильи Репина / wikipedia.org
Гитара с двумя грифами на портрете Василия Сварога работы Ильи Репина / wikipedia.org

Текст: Игорь Вирабов/РГ

В самом центре города Минска - Национальный художественный музей. Как не зайти? Солидный, многообещающий, с колоннами. И вот уже - перехожу из зала в зал. Налево по стеклянной галерее был Шагал с молниеносной графикой по "Мертвым душам". А прямо - за каноническим "Неравным браком" Пукирева - передвижники. Знакомые все лица. Вот Маковский и Куинджи. Вдруг…

На повороте вижу: смотрит на меня с портрета гитарист "Лед Зеппелин" - ну чистый Джимми Пейдж. С такой гитарой, помните, двурогой. "Лестницу в небо" помните? Как стадионы от гитарных кренделей трясло. Улетная гитара с двумя грифами - символ фирменного рок-экстаза. Что она делает вдруг здесь, в музее чинном-благородном?

Подхожу поближе: на табличке автор значится - великий Илья Репин. Протираю глаза: 1915 год. Тот самый автор "Бурлаков", "Царевны Софьи", "Запорожцев" и "Торжественного заседания Госсовета" - откуда взялся у него такой вот динозавр рок-музыки? Портрет стремительный, как рок-н-ролл, оттенки желтого индийского и быстрые мазки - за ними открывается характер. Но герой на репинском портрете, разумеется, не Джимми Пейдж: это портрет художника Сварога. Кто это?

Вообще-то он Василий Корочкин, крестьянский сын. Приятель репинского сына Юрия. В училище к экзамену писал картину по заданию: "Славянский бог небесного огня Сварог". Наворотил такого, что приклеилось: Вася Сварог. А для чего художнику гитара?

А Сварог, став живописцем, гастролировал по всей России с сольными концертами: считался гитаристом-виртуозом. Гитара с двумя грифами, как оказалось, вовсе не открытие рок-музыкантов. Французский мастер XVIII века Обер де Труа тоже считал себя когда-то первооткрывателем. Но нет - на эту же двурогую диковинку заманивали зрителей бродячие артисты еще в эпоху Возрождения. Да что там - и у нашего Владимира Высоцкого, уже после Сварога, была такая же. Два грифа с разным набором струн: на одном басовые, на другом простая шестиструнка. Не очень-то удобная, но, говорят, звучание объемнее.

Репинский герой любил и живопись, и пение, и музыку. Клялся: "одинаково страстно". На портрете он с гитарой, за спиной рояль. Работы самого Сварога, между прочим, есть сейчас и в Третьяковке, и в Академии художеств, и в картинной галерее его родной Старой Руссы на Новгородчине.

И все же не дает покоя этот рокер. Чем меня так зацепил портрет - совсем не главный в репинском творчестве? Илья Ефимович давно, казалось, замурован в классики, великие и пыльные. И вдруг портрет, который напоминает: Репин - он живой. Был подмастерьем у чугуевских иконописцев - и сам ворвался в русское искусство таким же "рокером" и "хулиганом".

Лестница в небо, говорите, у Led Zeppelin? Ну так вот: в 1870-х, уезжая "стажироваться" за границу, Репин чуть не теми же словами пригрозил: "Держись, Европа, мы погрохочем на твоих небесах".

Чем не Stairway to Heaven?

В чинном парижском салоне под Сен-Санса он сплясал гопак. И новомодных импрессионистов он отмел, и в Дрездене - благообразных мадонн Рафаэля. До истерики довел рукопожатных эстетов. Полина Виардо, оперная прима с тонким вкусом, ногами топала: да Репин же - ничто перед изысканным художником Харламовым!

И что? И где теперь этот Харламов? А Репин, жадно впитывая все, при этом объяснял: художнику губительны все эти увлечения до подражания "великим" или "новомодным". И вообще у них в Европе в головах другое, "принцип другой, другая задача, миросозерцание другое. Увлечь они могут, но обессилят".

В Петербурге тоже ведь - его "Ивана Грозного" сначала запретили: он три года взаперти висел у Третьякова. Пробили утонченных церберов при императорском дворе - и что? На Репина накинулись и молодые модернисты из "Бубнового валета": встали на защиту арестованного Балашова - вандал душевно болен, но изрезал репинское полотно не зря. Поэт Волошин уточнил: место психологического реализма Репина теперь в архиве!

Репин отвечал и тем, и этим, и святошам, и декадентам: "Может, я и ошибаюсь сегодня, а вы ошибетесь завтра, потому что нет нерушимых истин". Или совсем уж как завзятый рокер: "Кричите, свистите и рычите от восторга к искусству! Помните, что художник не должен быть ни лакеем, ни обезьяной!"

Думали, Репин - скучный академик? Будете в Минске - загляните в Художественный музей. Здесь можно еще многое открыть вдруг для себя.

Кстати

В коллекциях и фондах Национального художественного музея Беларуси 33 тысячи шедевров из 132 стран.

В субботу, 24 декабря, музей представляет проект "Каляды ў Мастацкім" ("Рождество в искусстве").

До 8 января в Минске открыта выставка "Женский Род", посвященная архетипическим и мифопоэтическим представлениям о природе женского мира и женской образности.

До 22 января работает выставка "А.Е. Архипов и мастера Союза русских художников", где представлены работы Врубеля, Васнецова, Коровина, Малявина, Рылова, Юона, редкие издания начала XX века.