01.03.2023
РГАЛИ

РГАЛИ. К 160-летию со дня рождения Федора Сологуба

Малоизвестные документы и автографы из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства к юбилею автора «Мелкого беса»

Федор Кузьмич Сологуб (1 марта 1863, Санкт-Петербург – 5 декабря 1927, Ленинград)
Федор Кузьмич Сологуб (1 марта 1863, Санкт-Петербург – 5 декабря 1927, Ленинград)

Текст: А. А. Кондратенко, ведущий специалист РГАЛИ

  • Я – бог таинственного мира,
  • Весь мир в одних моих мечтах.
  • Не сотворю себе кумира
  • Ни на земле, ни в небесах.
  •  
  • Моей божественной природы
  • Я не открою никому.
  • Тружусь, как раб, а для свободы
  • Зову я ночь, покой и тьму.
  • Ф. К. Сологуб

Федор Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия – Тетерников) родился в Санкт-Петербурге 1 марта 1863 года в семье, не только совершенно далекой от искусства, но даже отдаленно никогда с ним не соприкасавшейся. Его отец, бывший крепостной, кормил семью портняжным ремеслом, но через четыре года внезапно скончался. На руках у матери осталось двое детей – Федор и родившаяся двумя годами позднее дочь Ольга. Бедность окончательно обступила осиротевшую семью, и матери пришлось пойти работать прислугой в семью дворян Агаповых. В их доме и прошло детство будущего литератора.

Но, наверное, в таком повороте событий было свое предзнаменование, поскольку просвещенное семейство Агаповых не только поддержало стремление юного Федора к знаниям, но и разрешало ему пользоваться библиотекой, где были книги разных жанров и направлений, достаточно редкие экземпляры. Больше всего маленькому Феде нравились «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, «Дон Кихот» Сервантеса, «Король Лир» Шекспира.

Разнообразная литература, музыка, внимание старших – жизнь Сологуба в господском доме была бы вполне комфортной, если бы не суровые методы воспитания матери: она часто строго наказывала и даже била детей за малейшую провинность. Эту часть своей жизни намного позже писатель Федор Сологуб ярко и точно отразил в рассказе «Утешение»: «Митя вошел во двор и в раздумье тихо подвигался вперед. Двор тянулся длинный, неширокий, мощенный неровным булыжником. Посреди заднего флигеля мрачно зияли ворота на другую улицу. Вдоль двора лежал узенький, в одну плиту, неровный тротуар. По сторонам поднимались четырехэтажные флигели с грязно-жёлтыми стенами, с бурыми деревянными, крупно продырявленными для воздуха ящиками в кухонных окнах. Проходили женщины в платках, мастеровые. Мусор валялся неприбранный. Стояла поломанная бочка. Грязные дети играли возле неё и весело и звонко кричали. Пахло неприятно и грубо. Хорошо бы, если бы дневник показывать только матери! Но его надо показать ещё и барыне… Барыня вспоминалась надоедливая, говорливая, важная, шумящая шёлковым платьем и сильно пахнущая духами, – и всем этим наводила на Митю оторопь и страх. И мать вспоминалась. Митя знал, что она будет бранить его и плакать. Она – угрюмая и бедная. Она работает, – и Митя понимал, что должен выучиться чему-нибудь, чтоб ей под старость был приют».

Федор Сологуб учился в приходской школе, затем в уездном училище, а в 1879 году поступил в Петербургский учительский институт, где не только учился, но и жил на полном пансионе. Во главе института стоял К. К. Сент-Илер, ученый-зоолог, собравший в вузе передовых педагогов. Во время обучения студент показал себя ответственным и собранным, он стремился к цели – скорее стать на ноги, помочь семье и особенно матери.

Ему нравилось переводить Гете, Шекспира, Гейне, польскую и венгерскую поэзию. В институте Сологуб впервые попробовал силы в прозе: уже 1879 году начал работу над романом-эпопеей «Ночные росы», но замысел в жизнь так и не воплотил. На последнем курсе взялся за создание поэмы «Одиночество», посвященной Н. А. Некрасову, работа над ней продолжалась до 1883 года.

Сологуб окончил институт в июне 1882 года, на «отлично» защитив дипломную работу «Животный эпос в сказках русского народа». Спустя месяц с матерью и сестрой он отправился работать учителем в деревню Крестцы Новгородской губернии, позже в Великие Луки (Псковская губерния) и Вытегру (Олонецкая губерния). В провинции они прожили десять лет. Начатый еще в 1882 году роман «Тяжелые сны» (именно об этом периоде жизни) был опубликован в «Северном вестнике» лишь в 1895 году.

Фёдор Сологуб вернулся в Петербург, когда получил назначение на должность учителя Рождественского городского училища (располагалось «на Песках» – тогдашней окраине города). Служил на поприще педагогики до выхода в отставку в 1907 году. Его отношение к детям, учительству нашло отражение в романах «Тяжелые сны», «Мелкий бес». Публика воспринимала эти произведения неоднозначно, но, может быть, смысл прозы автора помогает понять его поэзия:

  • Я верю в творящего Бога,
  • В святые завесы небес,
  • Я верю, что явлено много
  • Бездумному миру чудес.

  • Но высшее чудо на свете,
  • Великий источник утех –
  • Блаженно-невинные дети,
  • Их тихий и радостный смех.

В городе на Неве судьба свела Федора Сологуба с Николаем Минским – ярким представителем символизма. Благодаря этому знакомству Сологуб вошел в кружок «старших» символистов, сблизился с Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом и другими, стал публиковать свои ранее написанные произведения в журнале «Северный вестник», а также взял псевдоним – Сологуб.

Первой публикацией стало стихотворение «Творчество». В «Северном вестнике» в 1893–1897 гг. были помещены семнадцать стихотворений (два из них – переводы из Верлена), рассказы «Тени», «Червяк», «К звездам», статьи на общественные темы, множество рецензий.

В 1895–1896 гг. вышли его первые сборники «Стихи. Книга первая», «Тени. Рассказы и стихи». В 1904 году изданы Третья и Четвёртая книги стихов. На революцию 1905 года Сологуб откликнулся рядом стихотворений, окрашенных симпатиями к ней. Однако последовавшее разочарование в прогрессистских идеалах сказалось на мировоззрении писателя в целом: Октябрьскую революцию он встретил холодно и отчужденно.

В 1908 году было опубликовано, пожалуй, самое скандальное произведение Федора Сологуба – роман «Мелкий бес», в котором описаны мысли и чувства учителя-садиста. Роман поверг общественность в состояние шока и впоследствии стал одним из самых популярных произведений в русской литературе. Тогда же в жизни писателя произошло еще одно важное событие – он женился на Анастасии Чеботаревской, писательнице, переводчице, деятельнице женского движения в России. Брак продлился 13 лет, вплоть до самоубийства Анастасии 23 сентября 1921 года, когда у нее неожиданно обострилось психическое заболевание (в предыдущие месяцы драматично решался вопрос об отъезде за границу). Жене посвящен один из лучших лирических циклов Сологуба – «Анастасия» (1921).

В 1910–1920 гг. Федор Сологуб продолжал писать, читал лекции, надолго уезжал во Францию и Германию, в 1918 году был избран председателем Союза деятелей художественной литературы.

В 1927 году писатель приступил к созданию нового романа в стихах «Григорий Казарин», но ухудшившееся состояние здоровья не позволило его завершить. Федор Сологуб скончался 5 декабря 1927 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге, рядом с супругой.

***

Федор Сологуб оставил после себя многогранное и неоднозначное литературное наследие, вызывающее у читателей и исследователей и интерес, и споры до сих пор.

Документы Федора Кузьмича Сологуба (Тетерникова) поступили в ЦГЛА из Литературного музея в 1941 году. Частично они были сданы в 1933 году С. Бонди, в 1934 – В. Н. Бенешевичем и М. Л. Урусовой.

В РГАЛИ сформирован фонд 482 «Сологуб Федор Кузьмич (наст. фам. Тетерников; 1863–1927) – писатель». Фонд состоит из 470 единиц хранения за 1880–1928 гг. и включает в себя рукописи Ф. Сологуба, переписку с Л. Н. Андреевым, А. А. Блоком, В. Я. Брюсовым, З.Н. Гиппиус и др., биографические материалы и сведения о нем.

Также документы, связанные с жизнью и творчеством Ф. К. Сологуба, находятся в личных фондах И. Ф. Анненского (ф. 6), А. А. Ахматовой (ф. 13), А. А. Блока (ф. 55), Л. Н. Андреева (ф. 11), И. А. Бунина (ф. 44) и др.


Перечень иллюстраций:
1 Ф.К. Сологуб. Фотография. На обороте автограф С.Н. Дурылина. [1910-е] РГАЛИ. Ф.2980. Оп. 1.
2-3 Ф.К. Сологуб. Сопроводительное письмо в редакцию журнала «Русское обозрение». 1897 г. РГАЛИ. Ф.2. Оп. 1.
4,5,6,7 Ф.К. Сологуб. Судьба. Автограф. 1897 г. РГАЛИ. Ф.2. Оп. 1.
8,9 Ф.К. Сологуб. Письмо И.А. Бунину. Автограф. 1907 г. РГАЛИ. Ф.44. Оп. 1.
10 Ф.К. Сологуб в группе с В. Баяном, Б.Д. Богомоловым, И. Северянином, А.Н. Чеботаревской. Фотокопия. [1910-е] РГАЛИ. Ф.1152. Оп. 2.