Текст: Татьяна Шипилова
Прошлый год подарил нам две памятные даты. 270 лет назад родился Иоганн Вольфганг фон Гёте, а 245 лет назад была опубликована его рукопись – его первый роман «Страдания Юного Вертера», после которого литератор сразу занял то место на Олимпийском небосклоне, которое уже никто никогда не пытался оспорить.
Профессор Литературного института Михаил Попов, преподающий как раз тот период зарубежной литературы, в который входит великий поэт, обсудил с нами величие одного из выдающихся писателей Европы и рассказал, почему его произведения волнуют читателя по сей день.
Итак, Гёте входит в пятерку выдающихся авторов всех миров и народов. Кто в этой пятерке еще?
Пятерка эта выглядит так: Гомер, Данте, Сервантес, Шекспир и Гёте. Наши Достоевский и Толстой – без сомнения в десятке. Но эти пять – основополагающие, корневые, самые выдающиеся носители мировой культуры, которые вобрали в себя дух европейскости. Наша цивилизация основывается на их творчестве, на их идеях, на их духовных устремлениях.
И чем так важен именно Гёте?
Для думающего читающего человека понятно, что Гёте обладал даром провидения, который определял тенденции своего времени. Он творил в эпоху великих перемен, когда феодальная Европа томилась и жаждала всемерного, всемирного обновления.
Сколько было написано, сколько проговорено, чтобы понять весь масштаб, мощность дарования Гете. Обсуждают его универсальность, неподъемность творческих свершений. Одухотворенность, поэтическую красоту, лирические вдохновения, его несокрушимую веру в предназначение Человека. Мы просто в очередной раз попытались подойти и понять, в чем же тайна воздействия на умы и сердца читающих людей. Ведь мы – читатели изощренные, мы прошли уже школу модернизма, всех этих изощрений XX века, и тем не менее обращаемся к этому роднику.
И почему же? В чем причина?
Гёте – писатель, который никогда не лгал. Ромен Роллан замечал, что эта почти не имеющая себе равных честность духа сообщает всему его творчеству страшную значимость. Я говорю страшную, хотя его обаяние и спокойствие подобно сияющему солнцу. Свет ровный, без метеоров и миражей. Поэзия без фальшивого блеска, без риторики, без игры слов. Этот могучий человек, человек огромных потребностей знает силу физической радости. Но в своем творчестве, в своих исканиях он редко смеется. Ум всегда напряжен – это Фауст. В усилии своем направлен на то, чтобы следовать за истиной и истине служить.
Эта честность духа привела его к той истине, которая прозвучала в бессмертных словах умирающего Фауста:
Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой.
В чем заключается необыкновенная сила и притягательность Гете?
Думается, что силу воздействия его на искусство невозможно измерить масштабами, приложимыми к определению ценности чисто художественного произведения. Здесь гораздо больше. Другой масштаб, всё крупнее. В ней заключено нечто большее, некий первичный элемент, нередко выходящий за рамки художественной формы.
Тайна эта, полностью нераскрываемая, частично заключена в своеобразии его художественного бытия. Это есть то неповторимое, что постоянно захватывает при каждом новом соприкосновении с его произведениями. Неиссякаемая энергия созидания, претворяющая законы природы, сливающая воедино разрозненности, объединяющая частности и детали, создающая свой неповторимый микрокосм.
А чем Гёте полезен современному человеку?
Гете выводит читающего человека к постижению границ своих возможностей. Вот в чем гениальность. Своего духовного предназначения. Поэтому можно сказать, что это не какое-то мраморное изваяние, застывшее, герой этих всех учебников литературы, истории – это не просто, как было принято: холодный бог-олимпиец, который иронично и мудро смотрит со своих высот на людей, которые внизу снуют, суетятся. Гёте же пытается обрести гармонию в мире контрастов. Мефистофель–Фауст – контрастное явление. Это противостояние, которое заключено в человеческом сознании, человеческой природе.
И он признает, что может ошибаться, он преодолевает эти ошибки, негодует, брюзжит, но он часто сам собой гордится. И он назвал сам это формулой осколков великого вероисповедания. Это такая картина мира. То самое, видимо, важное, что надо иметь в виду, когда мы подходим к изучению Гете.
С другой стороны, он очень страстный…
Безусловно. «Страдания Юного Вертера» имели такой колоссальный эффект на молодежь, что прокатилась волна самоубийств. Это все зафиксировано. Как два века спустя после смерти Есенина. То есть сила воздействия была удивительная: так проникнуть, воздействовать на молодые умы, сердца интеллектуалов того времени!
И я даже у студентов спрашивал: как это читается? Ярко, интересно или уже как история литературы? Многое ведь уже устарело, уже не трогает. А этот роман до сих пор будоражит. Воспламеняет.
И в этом году специально к нашей юбилейной конференции студенты второго курса, изучив материал, подготовили мини-спектакль.
Что они сделали?
Поскольку у нас Литературный институт, предполагается особое отношение к тексту, к материалу: они всё переиначили. Сделали другую перспективу. Начали с писем, предшествующих самоубийству, смерти и пошли в обратном направлении – что к этому привело.
Первые письма Вертера, лучезарные, с перспективой, жизнеутверждающие, в преддверии любви. Это создает какие-то дополнительные смыслы. Это было очень интересно смотреть. Вообще последние годы смотрю, как меняется контингент. Это какие-то удивительные люди. Очень заводные. В них чувствуется зараженность творческим духом.
Какие дальнейшие планы?
Мы как кафедра очень мобильны, творческие, разнообразные в подборе нашего репертуара, тематике, проблем. И эта наша атмосфера понимается и поддерживается администрацией. В первую очередь нашим ректором, он всегда наши конференции открывает. Для ребят это замечательно. Это хорошее полотно, хорошая школа для аспирантов и студентов. Потому что они имеют возможность показать себя на публике, разжаться, снять психологические моменты. Расковаться. Освободиться от комплексов.
Например, на этот год мы предполагаем Фаулза. Не такую масштабную, потому что Фаулз более местный. Но он глубок. Он стоял у истоков постмодернизма. И важно то, что Англия его недооценила. Просто им пренебрегла. Так что он достоин большего.
Также наши друзья из Новой Оперы поделились отрывком концерта-оперы "Ангел, Я и Мефистофель", премьера которого должна была состояться 26 марта 2020 года, но по известным причинам была перенесена: