13.04.2023
Литература и театр

Мудрость русского мужика и канонический Островский

Режиссер и актеры акимовского театра рассказали о своем новом спектакле "Лес"

К 200-летию со дня рождения драматурга Александра Островского Театр Комедии имени Н.П. Акимова выпустил премьеру - 'Лес' в постановке художественного руководителя Татьяны Казаковой. / Валерий Гордт /театр Комедии им. Н.П. Акимова
К 200-летию со дня рождения драматурга Александра Островского Театр Комедии имени Н.П. Акимова выпустил премьеру - 'Лес' в постановке художественного руководителя Татьяны Казаковой. / Валерий Гордт /театр Комедии им. Н.П. Акимова

Текст: Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)/РГ

К 200-летию со дня рождения драматурга Александра Островского Театр Комедии имени Н.П. Акимова выпустил премьеру - "Лес" в постановке художественного руководителя Татьяны Казаковой.

Аншлаги в зале, все билеты проданы. Петербургская критика уже оценила спектакль: "это канонический Островский, чуть разбавленный мягкой иронией", "постановка почтительна, грамотна и крепка", "с неподдельным уважением к автору", "хрестоматийный текст отца русской драматургии поставлен с горечью, иронией, юмором, дает зрителю возможность и посмеяться, и взгрустнуть". Высоко отметили сценографию и костюмы. Происходящее в старинной русской усадьбе действие оформил изумительный художник Александр Орлов, великолепные костюмы - фантазия художника Ирины Чередниковой.

На роль помещицы Раисы Павловны Гурмыжской приглашена звезда петербургской сцены - актриса Александринского театра Эра Зиганшина. Бродячих провинциальных актеров сыграли Сергей Кузнецов (трагик Несчастливцев) и Виталий Кузьмин (комик Счастливцев). В роли ключницы Улиты - Елена Мелешкова.

Что рассказали создатели спектакля

Татьяна Казакова: Я всегда хотела поставить "Лес", одну из любимых пьес самого Островского. Он был рыцарем театра, хорошо знал театр, любил его, говорил о его высоком предназначении, сочувствовал артистам, которые находились в бедственном положении.

Несчастливцев и Счастливцев - артисты несчастливые, вечно витающие в облаках, мечтающие о создании своего театра. Судьба их не сложилась, они проиграли ее: нищие, бездомные. Попадая в поместье Гурмыжской, тетки Несчастливцева, они видят другую жизнь - сытую, благополучную, но говорят: лучше мы будем скитаться, чем прозябать в вечном притворстве. Оказывается, что помещица Гурмыжская - большая актриса, притворщица, а они - честные работяги, люди, способные на самопожертвование, доброту, тепло. И у героев появляется новое дыхание: та жизнь, которую они ведут, имеет гораздо больше смысла, нежели богатство.

Актерское призвание, благородство душ, смысл того, чем творцы занимаются на сцене, здесь поднимается на большую высоту. На другом от них полюсе - представитель нового поколения - молодой Буланов, недоучившийся гимназист, пустой человек, всеми правдами и неправдами стремящийся попасть наверх, к благополучию. Два этих мира существуют параллельно. Артисты живут своими грезами, и они для них дороже и выше всего на свете. Артист не может быть сытым, он беспокойный, страждущий, ищет какой-то идеальный мир - который создается на сцене.

Эра Зиганшина: Роль Гурмыжской - это большая радость и неожиданность. Думаю, ни одна актриса от такой знаковой роли не откажется. Я согласилась на предложение театра, прекрасно понимая, что меня ждет: войти в уже почти готовый спектакль, выучить огромное количество текста - и совсем мало времени до премьеры. Мы преодолели сложности, но пока не могу сказать, что у меня это качественная работа. Еще не прошло предпремьерное волнение, не все встало на свои места, но мне спектакль нравится.

Акимовский театр Комедии для меня не чужой. Я здесь репетировала, выпускала спектакли - играла "Зойкину квартиру", потом - "Милый лжец" с Игорем Дмитриевым. Мне вообще здесь очень нравится атмосфера. Впервые встретилась в работе с художественным руководителем Татьяной Казаковой. Сейчас очень трудно сохранить в коллективе семейную атмосферу, артисты разбрелись и к театру относятся не как к дому родному, а как к месту службы: сегодня одно место, завтра - другое. А тут сохранен дух доброго, теплого русского театра-дома, когда все знают друг друга долгие годы, поддерживают, помогают, очень хорошо принимают к себе молодежь - это меня порадовало, давно такого не вижу.

"Такая роль - подарок для артиста"

Народный артист России Валерий Никитенко блестяще играет роль Карпа, лакея Гурмыжской. Частые аплодисменты в его сценах - такова реакция зрителей.

Валерий Ефремович, вы более 100 ролей сыграли на акимовской сцене за 60 лет. А Островского не довелось поиграть.

Валерий Никитенко: И очень жаль. Островский, действительно, "русский Шекспир". Знание жизни, удивительная образность, потрясающие тексты - это все наш клад.

Правда, в 1970-е была в нашем театре постановка Вадима Голикова "Горячее сердце". Я был совсем молодой, сыграл Васю Шустрого, сына разорившегося купца. Спектакль был полуэкспериментальным - поиск новой формы, играли его недолго.

Карп в "Лесе" - роль, где герой произносит: "Пожалуйста, сударыня, чай кушать". Лакей, предпоследний в списке действующих лиц. Не о таких ролях мечтают актеры.

Валерий Никитенко: Сначала я так и подумал: опять очередной лакей, все это было, было… Но здесь, оказалось, другое. Мудрость русского мужика Карпа Савельича, его наблюдательность, скупость в оценках - и вместе с тем он все видит, четко понимает, но не высказывает свое мнение до конца. Такая роль - подарок для артиста. Когда ты провел большую жизнь в театре, не всегда интересно выходить на сцену для того, чтобы только забавлять публику. Очень хочется прикоснуться к мудрости. И предыдущая роль - Балясников в арбузовской пьесе "Сказки старого Арбата" - была для меня подарком, она очень перекликалась с моими мыслями о жизни, о людях, такие роли не часто встречаются артистам.