19.05.2023
Пушкинский конкурс

Русист из Венгрии: Преподавать русский язык для меня не мужество, а любимая работа. Что бы ни происходило в мире

Из эссе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово", присланных на XXIII Международный Пушкинский конкурс

XXIII Международный Пушкинский конкурс/Будапешт / Pixabay.com
XXIII Международный Пушкинский конкурс/Будапешт / Pixabay.com

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

"Когда ученики узнают русскую культуру и русских людей, они обязательно влюбляются в русский язык", - пишет в своем эссе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово" на XXIII Международный Пушкинский конкурс "РГ" русист из Венгрии (Будапешт) Агнеш Надь.

Она ведет русский язык в средней школе в Будапеште. Диплом получила в 1985-ом году на Филологическом Факультете Будапештского Университета имени Этвеша Лоранда.

Агнеш Надь вспоминает в своем эссе, что ее связь с русским языком началась еще в школе, тогда, когда для всех венгерских школьников русский язык был обязательным предметом.

"Я училась хорошо по всем предметам, в седьмом классе заняла второе место на районном конкурсе по русскому языку, участвовала на школьных праздниках, в том числе читала по-русски стихотворение "Хотят ли русские войны" Евгения Евтушенко", - рассказывает русист.

В гимназии, где она училась, кроме венгерских учителей, преподавали учителя из Советского Союза, приезжавшие в Венгрию на три-четыре года, они не владели венгерским языком. Учили химии, биологии и физике, а также проводили уроки по мировой истории только на русском. Русист вспоминает, что говорить и учиться все время на "великом и могучем" было очень тяжело. Зато для нее стало ясно, что после экзаменов на аттестат зрелости она поступит в университет на русский факультет. А потом начала преподавать русский язык в гимназии имени 2-ого Ференца Ракоци.

Агнеш Надь работает в Австрийской Гимназии. Здесь основной язык обучения немецкий и педагогическая программа австрийская, преподаватели, в основном, австрийские. В этой школе 11 лет тому назад ввели русский язык как второй иностранный, помимо французского.

Второй иностранный язык начинают изучать во втором классе - это 5 уроков в неделю. С тех пор, пока Агнеш работает в гимназии, на каждом курсе до 15 учеников выбирает русский язык, пишет она в своем эссе.

Педагог отмечает, что для венгерских учеников "великий и могучий" кажется интересным, экзотическим и перспективным после двух западных языков.

Русист пользуется австрийскими и немецкими учебниками по русскому языку. Самая большая проблема для русиста, считает Агнеш, - это нехватка хороших упражнений и простых текстов, в которых ученики могли бы практиковать грамматику. Ее ученики с удовольствием смотрят русские фильмы: "Иронию судьбы", "Жестокий романс", "Сибирский цирюльник", "Москва слезам не верит", "Летят журавли", "Брат 1" и "Брат 2", "Легенда 17", "Огонь" и так далее.

Учитель мечтала свозить учеников в Петербург, но поездка задержалась сначала из-за пандемии, потом из-за ситуации на Украине.

По ее словам, благодаря Ассоциации "За венгерско-российское сотрудничество" и коллегам университета города Дебрецен, существуют такие мероприятия, которые дают силу и мотивацию к дальнейшей работе. Ассоциация ежегодно организовывает и конкурс для изучающих русский язык, на котором в этом учебном году уже третий раз с хорошими результатами показали себя ее ученики. Одна ученица впервые дошла до финала Всевенгерского конкурса по русскому языку.