08.06.2023
Рисованные истории

Комиксы — это всё, везде и сразу

Вселенная российских комиксов продолжает расширяться, убежден директор фестиваля «КомМиссия», наблюдая всё бóльшую концентрацию событий, посвященных комиксам, в самых знаковых местах Москвы

Фото: Алим Велитов
Фото: Алим Велитов

Текст: Алим Велитов, директор фестиваля КомМиссия

Вселенная российских комиксов продолжает расширяться. Судите сами: в конце апреля в “Зарядье” состоялся фестиваль “КомМиссия” и открылась масштабная выставка «Комикс-миссия: эволюция рисованных историй в России»; в начале июня Книжный фестиваль на Красной площади проводит большую комиксную программу, количество участников по сравнению с прошлым годом увеличилось в два раза.

А 4 июня, параллельно книжному празднеству в центре столицы, в открывшемся недавно модном пространстве “Суперметалл” (название весьма в духе комиксов) публике представили свежий литературный номера журнала “Правила жизни” (бывший “Эсквайр”), впервые за всё время выпуска летних литературных номеров всецело посвященного российским комиксам.

В среде комиксистов уже давно ходили слухи о том, что идет подготовка подобного номера, художники, рассказывающие об этом, просили хранить тайну, что, конечно, только разогревало интригу. Кто-то ворчал: «Опять комиксы принимают за литературу». Кто-то переживал: какие художники будут отобраны? Не попавшие переживали, что не попали. Попавшие в номер переживали, чтò о них скажут не попавшие (обычная история для замкнутой тусовки). Но всех объединяло предвкушение.

В середине мая весьма неожиданно мне написал Максим Мамлыга, книжный обозреватель журнала, и очень любезно пригласил, в качестве представителя фестиваля "КомМиссия", прочитать на презентации лекцию про историю рисованных историй: от Житийных икон до Метавёрса. Я, конечно же, с радостью принял этот вызов.

И вот наконец назначенный день настал. 15 минут ходьбы от метро “Бауманская” – и вот он, брутально-креативный “Суперметалл”, некогда – экспериментальный завод при Институте чёрной металлургии, нынче – бизнес-квартал. Не заблудишься: на входе стоят милые девушки и большой рекламный плакат Букмейта с картинками забавных человечков и слоганом: “Комиксы – это вид искусства!”

Еще несколько мгновений – и я уже держу в руках свежий номер, поглаживая приятную на ощупь матовую поверхность. Бирюзовая обложка разбита по диагонали на два кадра. В первом коварный монстр-вампир обнажает свои хищные клыки, во втором плачущая девушка из старых американских комиксов Золотого века в духе Роя Лихтенштейна. В межкадровой полоске подпись: “Комикс: вместо тысячи слов”. Эти иллюстрации взяты из фан-рисунков популярного художника Алексея Горбута, специально приехавшего из Екатеринбурга по приглашению журнала, чтобы выступить на презентации в качестве приглашенной звезды и провести мастер-класс “Создание объемных изображений в комиксах”.

Помимо Алексея, в номере приняли участие еще 19 художников, выбранных редакцией. Они специально для этого выпуска нарисовали 20 уникальных историй, по которым можно составить представление о состоянии современного российского комикса.

Идея комиксового номера принадлежит Максиму Мамлыге. Во вступительном слове он сообщает: “Нам было интересно подвести промежуточный итог и показать разнообразие: от пионеров Аскольда Акишина и Алексея Иорша, которые занимаются комиксами 35 лет, до совсем молодых художников, которые недавно начали свой творческий путь и стремительно идут вперед. Самому старшему из них — 60, младшей — 19”.

Действительно, выбор художников представляет широкий спектр стилей и творческих подходов, на любой вкус и возраст. Художникам была предоставлена свобода в выборе сюжета, они могли нарисовать всё, что хотели (в рамках закона).

В основном преобладают фантастические, поэтические или абсурдные, сюрреалистические сюжеты, но есть и трогательная история Алексея Иорша про личный опыт преподавания комиксов детям с расстройством аутистического спектра. Захар Ящин создал музыкальный комикс-клип о бездомном флейтисте-алкаше, который отправляется на кладбище, чтобы пережить метафизическое преображение. Упомянутый уже Алексей Горбут нарисовал изящную стилизацию под готический английский хоррор – тоже про неожиданную встречу на кладбище, однако названную на русский лад не “Вампирша”, а “Упырица”. Обнинский автор Александр Уткин рассказал в своем комиксе печальную историю гибели последнего единорога. Аскольд Акишин в своем неповторимом стиле раскрыл секретные факты о коварных действиях инопланетян в СССР.

В целом номер вышел настолько разнообразным, что каждый сможет найти что-то для себя. И это радует. Журнал хочется читать и иметь в своей коллекции. Как заметил Алексей Горбут: “Приятно видеть такое разнообразие авторов и их подходов к визуальному повествованию, выбору темы и решению задач комикса”.

“Приятное разнообразие” – это, наверное, те два слова, которыми можно охарактеризовать весь сборник.

Максим Федюшкин (руководитель редакции “Комильфо”) заметил: Свежий выпуск литературного номера "Правил жизни" – своевременный и хороший срез российской комикс-действительности и прекрасная возможность для непосвященных читателей открыть для себя новые имена, а может, и новое искусство".

“Комиксы - это всё, везде и сразу!” – заявил на круглом столе руководитель Центра рисованных искусств Александр Кунин, – Чтобы рисовать комиксы, художник должен быть человеком-оркестром."

Об этом же говорит Александра Латышева-Галеева (старший преподаватель института медиа НИУ ВШЭ): “Для меня как для исследователя и деятеля образования это очень важное и долгожданное событие, показывающее, что комиксы в России наконец-то выходят из эксклюзивной нишевой гик-тематики и начинают интересовать самую разную аудиторию. А также – что кроме издательства Bubble, у нас есть множество независимых авторов, которые работают в самых разных стилях”.

Но и Bubble не остался в стороне на этом празднике жизни. Организаторы приготовили целый мини-фестиваль, состоящий из художественного чтения романа о Майоре Громе в исполнении актёра-стендапера Евгения Чеботкова (Главарь в фильме “Майор Гром: Игра”). Лекция-викторина от кинокритика Егора Москвитина объясняла, как комиксы изменялись в кино. Художница Woory (тоже участница номера) учила работать пером и тушью.

На лекции по истории комикса мы за час успели пройтись от петроглифов до Москвы в 2083 году. Вспомнили даже Евлампия Надькина и Макара Свирепого (псевдоним писателя Николая Олейникова) – известных комикс-персонажей двадцатых годов ХХ века, и пришли к выводу: самые интересные персонажи рождаются из самих авторов комиксов.

Подытоживая, можно сказать, впервые в России вышел литературный глянцевый журнал, полностью состоящий из комиксов. Полифонический взгляд, самобытность авторов этого номера даже у меня, весьма насмотренного, создают новое ощущение. Комиксы и впрямь стоящее дело, имеющее захватывающую перспективу.