28.06.2023
LightЛитература и музыка

Глубокие, пленительные тайны: музыка в «Моцарте и Сальери»

XVII Международный конкурс имени Чайковского продолжается, и вместе с ним продолжаем слушать музыку русских писателей и их героев. Сегодня это Гайдн, Глюк, Моцарт... и Сальери

Музыка в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» / tchaikovskycompetition.com
Музыка в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» / tchaikovskycompetition.com

Текст: ГодЛитературы.РФ

Ограничиться одним "Евгением Онегиным" мы не смогли. «Моцарт и Сальери» – драма Пушкина, где музыка играет огромную роль. Да и как иначе, если ее герои - музыканты.

«Ифигения в Авлиде» — Кристоф Виллибальд Глюк


  • Когда великий Глюк
  • Явился и открыл нам новы тайны
  • (Глубокие, пленительные тайны),
  • Не бросил ли я все, что прежде знал,
  • <...>
  • Нет! никогда я зависти не знал,
  • О, никогда! - нижé, когда Пиччини
  • Пленить умел слух диких парижан,
  • Нижé, когда услышал в первый раз
  • Я Ифигении начальны звуки.

«Пушкин знал и о борьбе глюкистов и пиччинистов, о временном успехе Пиччини, который «пленить умел слух диких парижан», и о триумфах Глюка, открывшего новую эпоху в истории музыкально-сценического искусства. Не уточнено, правда, о какой опере Глюка идет речь в монологе Сальери. Но «Ифигении начальны звуки» могли потрясти его и тогда, когда он слушал сосредоточенно-скорбное вступление к «Ифигении в Авлиде»<...>», — пишет доктор искусствоведения Игорь Бэлза.

«Ифигения в Авлиде» — опера Кристофа Виллибальда Глюка, — первое произведение, написанное им для парижской сцены. Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 1774 г.; в России — Петербург, 1801 год. В основе либретто — одноименная трагедия французского классика XVII века Жана Расина (1639—1699). Знаток античности, он создал в 1674 году «Ифигению в Авлиде», которую Вольтер считал шедевром французской сцены.

Увертюра к опере Глюка «Ифигения в Авлиде» (Iphigénie en Aulide)

Voi che sapete и Дон Жуан

  • Сейчас. Я шел к тебе,
  • Нес кое-что тебе я показать;
  • Но, проходя перед трактиром, вдруг
  • Услышал скрыпку… Нет, мой друг, Сальери!
  • Смешнее отроду ты ничего
  • Не слыхивал… Слепой скрыпач в трактире
  • Разыгрывал voi che sapete
  • Чудо!
  • Не вытерпел, привел я скрыпача,
  • Чтоб угостить тебя его искусством.
  • Войди!
  • (Входит слепой старик со скрыпкой.)
  • Из Моцарта нам что-нибудь!
  • (Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.)

Voi che sapete ("Вы, знающие...") — это ария Керубино из «Свадьбы Фигаро». Партия пажа Керубино написана для женского голоса (кстати, в пьесе Бомарше, по которой написано либретто оперы, оговаривается, что Керубино должна играть молодая красивая женщина). Слушаем арию "Voi che sapete" в исполнении Марии Юинг.

Скрипач сначала сыграл из Моцарта одно, а потом — другое, из «Дон Жуана», что так рассмешило композитора, не это ли? В любом случае - речь идет не о таком образцовом исполнении, как у Муслима Магомаева, а о непроизвольных "вариациях" музыканта, призванного отвечать специфическим запросам трактирной публики - далёкого предшественника слепых блюзменов.

Ария из Дон Жуана в исполнении Муслима Магомаева.

Фортепианная фантазия ре-минор

  • Намедни ночью
  • Бессонница моя меня томила,
  • И в голову пришли мне две, три мысли.
  • Сегодня их я набросал. Хотелось
  • Твое мне слышать мненье; <...>

  • Моцарт (за фортепиано).
  • Представь себе... кого бы?
  • Ну, хоть меня - немного помоложе;
  • Влюбленного - не слишком, а слегка -
  • С красоткой, или с другом - хоть с тобой -
  • Я весел.... Вдруг: виденье гробовое,
  • Незапный мрак иль что-нибудь такое....
  • Ну, слушай же.
  • (Играет.)

Музыковеды и литературоведы сходятся на том, что речь скорее всего о знаменитой ре-минорной фортепианной фантазии Моцарта.

Послушаем.

Mozart. Fantasy in D Minor

Оратория Гайдна «Сотворение мира»

  • Быть может, посетит меня восторг
  • И творческая ночь и вдохновенье;
  • Быть может, новый Гайден сотворит
  • Великое - и наслажуся им..

Оратория была написана в 1798 году после моцартовского Реквиема, Моцарт к этому времени уже был мертв. Известно, что эти два произведения, Реквием Моцарта и оратория Гайдна, исполнялись в одном концерте, 31 марта 1826 года в Санкт-Петербурге, в зале Энгельгардта. Пушкин в это время был в ссылке, в Михайловском, быть на концерте не мог, но пресса до Михайловского доходила — в «Северной пчеле» была опубликована рецензия Булгарина на концертное исполнение Реквиема и «Сотворения мира», зарифмовавшая еще раз два шедевра. И, конечно, Пушкин не мог не знать этого произведение Гайдна.

Lacrimosa

  • Моцарт (бросает салфетку на стол)
  • Довольно, сыт я.
  • (Идет к фортепиано.)
  • Слушай же, Сальери,
  • Мой Requiem.
  • (Играет.)
  • Ты плачешь?

«Реквием» Ре минор, траурная заупокойная месса — последнее музыкальное произведение Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал вплоть до самой кончины — полтора месяца конца 1791 года, написанная на канонический латинский текст. Реальную историю о странном заказе, который композитор получил незадолго до смерти знают, наверное все: к нему в дом пришёл неизвестный посланник в чёрном и на условиях секретности сделал заказ на заупокойную мессу — «Реквием». Известный русский музыкант А. К. Лядов назвал трагедию Пушкина «Моцарт и Сальери» «лучшей биографией» Моцарта.

«Сталкиваются два мира: нормальный, человеческий мир Моцарта, утверждающий связь искусства с человечностью, игрой, беспечностью, простой жизнью и творчеством, ищущим ненайденное, и перверсный мир Сальери, где убийство именуется долгом („тяжкий совершил я долг“), яд — „даром любви“, а отравленное вино — „чашей дружбы“, где жизнь человека — лишь средство, истина найдена и сформулирована и жрецы стоят на ее страже.

Фактическая победа достается второму миру, моральная — первому.», — пишет Юрий Михайлович Лотман.

Когда яд уже брошен в стакан Моцарта, Сальери плачет, слушая "Лакримозу" - последний раздел Реквиема, в котором говорится о Страшном Суде.

«Реквием» Ре минор, Lacrimosa, Вольфган Амадей Моцарт


И напоследок, на всякий случай еще раз напомним, что в действительности итальянский композитор, дирижёр и педагог Антонио Сальери великого Моцарта не травил, а был известным, уважаемым и заслуженным человеком своего времени: автором более 40 опер и многочисленных музыкальных сочинений, прославленным педагогом. Среди его учеников — Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист. В Вене на протяжении почти 40 лет Сальери занимал пост придворного капельмейстера — один из самых важных музыкальных постов в Европе, его называли "любимцем Вены". Многие оперы Сальери имели успех и в Париже, Лондоне, Праге, Варшаве, Лиссабоне и Милане. Современники Сальери восторженно отзывались о его сочинениях. А в 1997 году, спустя 200 лет (!) - и через 12 лет после выхода фильма Милоша Формана "Амадей", сделавшего легенду об отравлении достоянием масс-культа, суд официально признал Сальери невиновным в смерти младшего коллеги.

Антонио Сальери. Симфония ре мажор «Венецианская» / Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Спивакова


Источники: feb-web.ru, belcanto.ru, ru.wikisource.org