Текст: ГодЛитературы.РФ
Ограничиться одним "Евгением Онегиным" мы не смогли. «Моцарт и Сальери» – драма Пушкина, где музыка играет огромную роль. Да и как иначе, если ее герои - музыканты.
«Ифигения в Авлиде» — Кристоф Виллибальд Глюк
- Когда великий Глюк
- Явился и открыл нам новы тайны
- (Глубокие, пленительные тайны),
- Не бросил ли я все, что прежде знал,
- <...>
- Нет! никогда я зависти не знал,
- О, никогда! - нижé, когда Пиччини
- Пленить умел слух диких парижан,
- Нижé, когда услышал в первый раз
- Я Ифигении начальны звуки.
«Пушкин знал и о борьбе глюкистов и пиччинистов, о временном успехе Пиччини, который «пленить умел слух диких парижан», и о триумфах Глюка, открывшего новую эпоху в истории музыкально-сценического искусства. Не уточнено, правда, о какой опере Глюка идет речь в монологе Сальери. Но «Ифигении начальны звуки» могли потрясти его и тогда, когда он слушал сосредоточенно-скорбное вступление к «Ифигении в Авлиде»<...>», — пишет доктор искусствоведения Игорь Бэлза.
«Ифигения в Авлиде» — опера Кристофа Виллибальда Глюка, — первое произведение, написанное им для парижской сцены. Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 1774 г.; в России — Петербург, 1801 год. В основе либретто — одноименная трагедия французского классика XVII века Жана Расина (1639—1699). Знаток античности, он создал в 1674 году «Ифигению в Авлиде», которую Вольтер считал шедевром французской сцены.
Увертюра к опере Глюка «Ифигения в Авлиде» (Iphigénie en Aulide)
Voi che sapete и Дон Жуан
- Сейчас. Я шел к тебе,
- Нес кое-что тебе я показать;
- Но, проходя перед трактиром, вдруг
- Услышал скрыпку… Нет, мой друг, Сальери!
- Смешнее отроду ты ничего
- Не слыхивал… Слепой скрыпач в трактире
- Разыгрывал voi che sapete
- Чудо!
- Не вытерпел, привел я скрыпача,
- Чтоб угостить тебя его искусством.
- Войди!
- (Входит слепой старик со скрыпкой.)
- Из Моцарта нам что-нибудь!
- (Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.)
Voi che sapete ("Вы, знающие...") — это ария Керубино из «Свадьбы Фигаро». Партия пажа Керубино написана для женского голоса (кстати, в пьесе Бомарше, по которой написано либретто оперы, оговаривается, что Керубино должна играть молодая красивая женщина). Слушаем арию "Voi che sapete" в исполнении Марии Юинг.
Скрипач сначала сыграл из Моцарта одно, а потом — другое, из «Дон Жуана», что так рассмешило композитора, не это ли? В любом случае - речь идет не о таком образцовом исполнении, как у Муслима Магомаева, а о непроизвольных "вариациях" музыканта, призванного отвечать специфическим запросам трактирной публики - далёкого предшественника слепых блюзменов.
Ария из Дон Жуана в исполнении Муслима Магомаева.
Фортепианная фантазия ре-минор
- Намедни ночью
- Бессонница моя меня томила,
- И в голову пришли мне две, три мысли.
- Сегодня их я набросал. Хотелось
- Твое мне слышать мненье; <...>
- Моцарт (за фортепиано).
- Представь себе... кого бы?
- Ну, хоть меня - немного помоложе;
- Влюбленного - не слишком, а слегка -
- С красоткой, или с другом - хоть с тобой -
- Я весел.... Вдруг: виденье гробовое,
- Незапный мрак иль что-нибудь такое....
- Ну, слушай же.
- (Играет.)
Музыковеды и литературоведы сходятся на том, что речь скорее всего о знаменитой ре-минорной фортепианной фантазии Моцарта.
Послушаем.
Mozart. Fantasy in D Minor
Оратория Гайдна «Сотворение мира»
- Быть может, посетит меня восторг
- И творческая ночь и вдохновенье;
- Быть может, новый Гайден сотворит
- Великое - и наслажуся им..
Оратория была написана в 1798 году после моцартовского Реквиема, Моцарт к этому времени уже был мертв. Известно, что эти два произведения, Реквием Моцарта и оратория Гайдна, исполнялись в одном концерте, 31 марта 1826 года в Санкт-Петербурге, в зале Энгельгардта. Пушкин в это время был в ссылке, в Михайловском, быть на концерте не мог, но пресса до Михайловского доходила — в «Северной пчеле» была опубликована рецензия Булгарина на концертное исполнение Реквиема и «Сотворения мира», зарифмовавшая еще раз два шедевра. И, конечно, Пушкин не мог не знать этого произведение Гайдна.
Lacrimosa
- Моцарт (бросает салфетку на стол)
- Довольно, сыт я.
- (Идет к фортепиано.)
- Слушай же, Сальери,
- Мой Requiem.
- (Играет.)
- Ты плачешь?
«Реквием» Ре минор, траурная заупокойная месса — последнее музыкальное произведение Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал вплоть до самой кончины — полтора месяца конца 1791 года, написанная на канонический латинский текст. Реальную историю о странном заказе, который композитор получил незадолго до смерти знают, наверное все: к нему в дом пришёл неизвестный посланник в чёрном и на условиях секретности сделал заказ на заупокойную мессу — «Реквием». Известный русский музыкант А. К. Лядов назвал трагедию Пушкина «Моцарт и Сальери» «лучшей биографией» Моцарта.
«Сталкиваются два мира: нормальный, человеческий мир Моцарта, утверждающий связь искусства с человечностью, игрой, беспечностью, простой жизнью и творчеством, ищущим ненайденное, и перверсный мир Сальери, где убийство именуется долгом („тяжкий совершил я долг“), яд — „даром любви“, а отравленное вино — „чашей дружбы“, где жизнь человека — лишь средство, истина найдена и сформулирована и жрецы стоят на ее страже.
Фактическая победа достается второму миру, моральная — первому.», — пишет Юрий Михайлович Лотман.
Когда яд уже брошен в стакан Моцарта, Сальери плачет, слушая "Лакримозу" - последний раздел Реквиема, в котором говорится о Страшном Суде.
«Реквием» Ре минор, Lacrimosa, Вольфган Амадей Моцарт
И напоследок, на всякий случай еще раз напомним, что в действительности итальянский композитор, дирижёр и педагог Антонио Сальери великого Моцарта не травил, а был известным, уважаемым и заслуженным человеком своего времени: автором более 40 опер и многочисленных музыкальных сочинений, прославленным педагогом. Среди его учеников — Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист. В Вене на протяжении почти 40 лет Сальери занимал пост придворного капельмейстера — один из самых важных музыкальных постов в Европе, его называли "любимцем Вены". Многие оперы Сальери имели успех и в Париже, Лондоне, Праге, Варшаве, Лиссабоне и Милане. Современники Сальери восторженно отзывались о его сочинениях. А в 1997 году, спустя 200 лет (!) - и через 12 лет после выхода фильма Милоша Формана "Амадей", сделавшего легенду об отравлении достоянием масс-культа, суд официально признал Сальери невиновным в смерти младшего коллеги.
Антонио Сальери. Симфония ре мажор «Венецианская» / Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Спивакова
Источники: feb-web.ru, belcanto.ru, ru.wikisource.org