19.10.2023
Публикации

Родословную Курчатова представили в Челябинске

В книгу о великом ученом вошли рассекреченные материалы

Фото: Южно-Уральский госуниверситет
Фото: Южно-Уральский госуниверситет

Текст: Игорь Карнаухов

В Челябинске представили книгу «Игорь Курчатов: уральский след в науке» (екатеринбургское издательство «Банк культурной информации»). Фолиант объемом в 560 страниц вышел из печати в год 120-летия со дня рождения великого физика, основоположника использования атомной энергии в мирных целях, трижды Героя Социалистического труда.

Это труд межрегионального коллектива ученых, из которых первой называют отечественного курчатоведа номер один, ведущего научного сотрудника Курчатовского института, доктора исторических наук Раису Кузнецову (Москва), заведовавшую домом-музеем ученого на протяжении почти четырех десятилетий.

Как батюшка уберег от врангелевцев

Ее соавторами, в частности, были екатеринбургский историк Виктор Кузнецов (Институт истории и археологии Уральского отделения РАН), исследователь становления уральского атомного научно-исследовательского и промышленного кластера, и руководитель фондов научно-технической документации ПО «Маяк» (Озёрск) Олег Жарков, знаток истории завода № 817 – первенца ядерной отрасли на Урале.

Общее число работ о Курчатове за шестьдесят с лишним лет, минувших со дня внезапной смерти учёного, перевалило за тысячу, отмечают эти историки; однако на уральском периоде деятельности Игоря Васильевича авторы многочисленных прежних публикаций останавливались мало – исследователи более стремились показать вклад разведки в создание советского атомного оружия, степень участия попавших к нам в конце Великой Отечественной немецких учёных, взаимоотношения с Лаврентием Берия, словом, темы, увлекательные для публики. Из коротко излагаемых историй невозможно составить цельную картину жизни и работы Курчатова на уральской земле, на которой он, кстати, родился, констатируют курчатоведы. Между тем, из соавторов книги трое уральцы, и для них важно, что Игорь Васильевич не только несколько лет проработал в их краях – а и просто их земляк, родом из поселка Симский завод Уфимской губернии (ныне город Сим, Челябинская область).

Впервые описана родословная Курчатова. Любопытно было узнать, что дед учёного, в молодости – мастеровой на заводе, слыл «охотником до знаний» – едва ли не единственный в поселке освоил грамоту и арифметику из 3,3 тыс. взрослых жителей. А батюшка, крестивший будущего Игорева отца, младенца Васю, стал впоследствии его тестем.

Великий учёный появился на свет от союза землемера и провинциальной учительницы, дочери священника.

Насчет даты его рождения, кстати, имелись разные сведения. Сам академик отмечал день рождения 12 января. Вместе с тем, его младший брат Борис свидетельствовал, что «Игорь родился 30 декабря 1902 г. (по ст. стилю)». Записан же он был позже, потому что в приходе на тот момент не было бланков для оформления метрик.

...Позже, в 1920-м, когда семья жила в Крыму, это обстоятельство помогло Игорю – и, пожалуй, стране; белогвардейцы Врангеля мобилизовали в свою армию тех, у кого год рождения был 1902, но не брали родившихся в 1903-м.

Озёра против пара

И вот спустя четыре десятилетия физик вновь оказался хоть не в тех местах, где прошло его детство, но на той же земле.

Курчатов не ограничился набором требований к будущему месту размещения первого отечественного реактора, а непосредственно принимал участие в выборе района под расположение завода № 817 (ныне производственное объединение «Маяк») и настоял на своем мнении.

– Правительственная комиссия предлагала Кировскую область и реку Вятку, – рассказывает Виктор Кузнецов. – Курчатов возразил на это, что пар от воды из градирен окажет услугу воздушной разведке вероятного противника. И предложил иной вариант – Урал, Челябинская область, где много озёр, среди которых можно «спрятать» предприятие. С учетом мнения Игоря Васильевича площадку утвердили на берегу озера Кызыл-Таш.

Отечественный промышленный атомный реактор «А» («Аннушка») заработал всего через два с половиной года после начала строительства, в июне 1948 года.

В том же году Курчатов вступил в ВКП(б).

Что слила «Аннушка»

К концу того же года он дал первый слиток плутония-239 – «начинки» для ядерного боеприпаса. В следующем был наработан нужный объём. 29 августа 1949 года первая отечественная атомная бомба грянула на казахстанском полигоне, с нею наша Родина закрепилась в разряде сверхдержав.

«Если бы мы опоздали с бомбой на год-полтора, наверное, попробовали бы её на себе», – заметил И. В. Сталин спустя два месяца, вручая в Кремле Золотую звезду с серпом и молотом и второй орден Ленина статному мужчине с густой окладистой бородой.

Приводятся воспоминания об учёном Ефима Славского – главы таинственного Минсредмаша в течение без малого тридцати лет, Бориса Ванникова – наркома боеприпасов во время Великой Отечественной войны, позднее руководителя Первого главного управления при Совете Министров СССР – предшественника Минсредмаша, Михаила Первухина – наркома химической промышленности, министра электростанций, впоследствии первого заместителя председателя Совета Министров (Правительства) СССР, и других людей, как высокопоставленных, так и обычных тружеников, как, например, учительница одной из озёрских школ. Предпослано предисловие к повествованию от лица генерального директора Росатома Алексея Лихачёва.

Ряд документов и фотографий, в частности, публикуются впервые. Будучи недавно рассекречены, материалы из архива комбината «Маяк» только введены в научный оборот, отмечает Олег Жарков.

«Игорь Курчатов: уральский след в науке» издан под эгидой Уральского отделения Российской академии наук и Института истории и археологии УрО РАН при участии Росатома и правительства Челябинской области. Том вышел в серии «Национальное достояние России. Выдающиеся учёные Урала», выпуск которой предпринят к грядущему 300-летию Российской академии наук. Начиная с 2019 года, в ней увидели свет книги о Льве Феоктистове, Борисе Литвинове, Вениамине Алексееве и других блестящих деятелях советской науки, работавших в городах «Опорного края державы». Труд о Курчатове стал шестым в цикле. Тираж – 1000 экземпляров.

В ноябре презентация тома запланирована на ПО «Маяк» в Озёрске.