02.11.2023

Коми-пермяцкого писателя почтили двумя памятными табличками

В Кудымкарском округе Пермского края открыты сразу две мемориальные доски в память крупнейшего автора, творившего на коми-пермяцком языке, Василия Климова

Фото газеты «Иньвенский край» (Кудымкар)
Фото газеты «Иньвенский край» (Кудымкар)

Текст: Игорь Карнаухов

Первая из них появилась на доме, где жил мастер, в деревне Заречный Пешнигорт. Занавесь с нее сняли сын почетного жителя Пармы Владимир Климов и председатель объединения «Писатели Пармы» Елена Коньшина.

«Помню отца своего я с детства в двух образах: сидящего за столом при керосиновой лампе за завесой дыма от табака или же с топором в руках на стройке домов… для соседей, – такими воспоминаниями поделился в преддверии церемонии Владимир Васильевич Климов. – Как я подсчитал, он лично поучаствовал окрест в возведении двенадцати домов, в основном для родни, но не только. Поначалу, видимо, учился у опытных деревенских, достиг какого-то умения. А потом его признавали прорабом на любой стройке! Мог подсказать глубину заложения фундамента, установить лучший угол стропил, мастерил оконные рамы, постиг искусство кладки печей всякой конфигурации. Добивался этого, перенимая опыт, иногда заглядывая в справочную литературу, но зачастую путем проб и ошибок».

Такая жизнь крестьянина, знание сызмальства сельского труда передавались и в произведениях Василия Климова и чувствовались его читателями.

Неслучайно комедия из деревенской жизни «Гузи да Мези», созданная кудымкарским артистом Анатолием Радостевым на основе фольклора, собранного Климовым, не сходит со сцены Коми-Пермяцкого театра им. А. М. Горького уже двадцать третий сезон! Этому спектаклю рукоплескали и в Финляндии.

Климов оставил наследие во всех видах литературы: драматургии, прозе, поэзии, – был известен и как знаток устного народного творчества: сказки, сказания, побасенки и прочий фольклор он собирал и записывал, без преувеличения, всю жизнь. Его творческий путь продолжался более полувека: Василий Васильевич дебютировал стихами в окружной газете в 1956 году, а последняя книга, второе издание «Круглого года праздников...», написанного в соавторстве с видным этнографом Георгием Чагиным, вышла в 2018-м.

Между этими вехами были еще «Чайдӧм ув» («Отщепенец», 1960), «Богатырская палица» (1968), «Спорина» (1977), «Покою не будет» (1987), «Шесть вестей» (1989), «С осенью под руку» (2003), «Корни бытия» (2007), «Беспокойный разговор» (2012), «С временем в связке одной» (2016), – только собственных книг у сказителя вышло более трех десятков. А считая и сборники, над которыми Василий Васильевич работал как составитель, общее число изданий с его участием – за полсотни.

Так, как Климов, на родном языке не писал никто, единодушны земляки. Шесть раз присуждалась ему литературная премия Коми-Пермяцкого округа, дважды – краевая премия в области культуры и искусства. Однако стихи и проза жителя деревни на востоке Европы появлялись, кроме русского, и на удмуртском, эстонском, венгерском и других языках народов СССР и иностранных.

Проводить литературные праздники по творчеству Климова повелось еще при его жизни, продолжается эта традиция и после его ухода. Открытие памятных досок сопровождалось фестивалем «Парма мулӧн вольнӧй зон» (Вольный сын Пармы), где звучали стихи классика, разыгрывались инсценировки по его пьесам, дети отвечали на вопросы викторины. Воздать должное памяти старейшины писательского цеха собрались ведущие стихотворцы Коми округа.

Вторую мемориальную доску, на стене центра культуры и досуга в селе Пешнигорт открыл другой сын писателя, Евгений Васильевич. На сооружение памятных знаков был привлечен грант Президентского фонда культурных инициатив.