24.12.2023
Литературные музеи

Как увлечь школьников литературой?

Опытом делится «хозяйка Дома Остроухова» Марина Краснова

Фото предоставлено Корпоративным университетом московского образования
Фото предоставлено Корпоративным университетом московского образования
В течение всего Года педагога и наставника более 500 московских педагогов приняли участие в 17 литературоведческих собраниях Клуба полезного досуга – нового просветительского проекта Корпоративного университета московского образования столичного Департамента образования и науки. Одним из партнеров проекта стал Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. Заведующая отделом Гослитмузея «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» Марина Краснова рассказала, как музеи сегодня визуализируют тему литературы и работают с именами известных деятелей культуры.

Интервью подготовила Валерия Иванько

Все начинается с идеи

Всегда сложно прорабатывать тему с нуля. Самое простое – юбилейные даты. А есть выставки, когда тема тебе интересна, и ты предлагаешь идею. Например, таким образом у нас появилась серия выставок, посвященная английской литературе. Куратора Наталью Громову интересовала тема отношений Диккенса с русской литературой. Потом мы подготовили выставку о Шерлоке Холмсе, а в следующем году планируем о Честертоне.

Можно идти от проблемы. Например, как показывать современную литературу? Из этого вопроса родилась выставка «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990–2000-х», кураторами которой были Данил Файзов, Юрий Цветков, Наталья Реброва. Мы понимаем, что у Пушкина, Лермонтова и других писателей XIX и середины XX века есть черновики. А в XXI веке можем ли мы показать процесс работы писателя, что остается после писателя? Эту тему мы и попытались осмыслить.

После идеи готовится концепция – история, которую хотим рассказать.

О каждой теме можно говорить совершенно по-разному. Например, мы можем рассказать о жизни и творчестве Владимира Маяковского в хронологическом порядке от рождения до смерти; или можно взять отдельную тему – так появилась выставка о путешествиях Маяковского, которая была сделана в формате трэвел-блога поэта, которую мы сделали вместе с Ларисой Алексеевой.

Для меня каждая выставка – это создание музейного спектакля, где режиссером выступает куратор выставки. Обязательно у выставки должен быть художник. Мы должны рассказать историю таким образом, чтобы она захватила, чтобы человек что-то почувствовал.

«Вызвать интерес к теме – это вообще основное, что должна делать выставка»

Конечно, у нас должна быть история, «актеры» в виде музейных предметов, которые рассказывают эту историю, и должен быть «художник», который сможет выстроить эту сценографию, чтобы вести посетителя.

Но история, которую ты рассказываешь, всегда должна быть во главе угла, именно она та нить, которая связывает все воедино. Каждая выставка – это поиск формы. Для Литературного музея каждый раз встает вопрос, как показывать текст, книгу. Нельзя о разных темах говорить одними и теми же словами, и мы постоянно ищем новые приемы. Когда человек приходит на выставку и видит десять открытых книг – он пройдет мимо, а экспозиционеру, куратору важно обратить внимание на тот или иной текст. Как это сделать? На выставке о русском сентиментализме мы делали «условные лупы», чтобы выделить текст для зрителя.

Работая с текстами к выставке, мы стараемся ориентироваться на разные группы посетителей: крупный текст – для людей, которые не любят читать, а любят смотреть, другой, помельче – более подробный, для тех, кто хочет узнать детали. Важно соблюсти баланс и с точки зрения технических моментов и визуальных.

Когда я делаю выставку, я всегда думаю о том, кто придет на нее и как зритель ее воспримет. Есть момент узнавания, когда мы говорим о каких-то авторах. Например, сейчас у нас идет выставка «Игра на всю жизнь. „Кондуит и Швамбрания“ Льва Кассиля» (куратор – Ольга Залиева), на нее приходит много людей старшего поколения. Для них это возвращение в детство, воспоминания. Но эта выставка не захватывает подростков. Чтобы их заинтересовать, надо искать приемы – а что им может быть интересно, чтобы это было про них? На встречах мы рассказываем о древнерусской, советской школе, чем раньше писали школьники, как они учились. Мы устраиваем для подростков разговор о выдуманных странах в литературе и предлагаем придумать свою страну. Вымышленные миры, уход от действительности – эти темы важны для подростков, это одновременно тема взаимодействия со взрослыми и взаимоотношений со сверстниками, включая тему буллинга.

При работе над выставкой прежде всего необходимо отталкиваться от текста, а не от биографии.

Биография автора для меня всегда существует в контексте творчества. В соотношении с творческой биографией это дает нам возможность найти ответы на многие вопросы. Почему автор пишет так или иначе? Потому что он имел какие-то определенные факторы, которые на него влияли. Почему произведения одного поэта отличаются от произведений другого поэта? Ключи к разгадке стоит искать в текстах. Поэма Маяковского «Облако в штанах» выросла из любовных историй и переживаний поэта с несколькими девушками, а посвятит он свое произведение вообще Лиле Брик. И тогда ты понимаешь, откуда появилась героиня Мария, что это собирательный образ, и текст выстраивается совершенно иначе.

Как рассказывать школьникам о литературе?

В выставке и тексте нужно находить сопричастность к сегодняшнему дню, говорить со школьниками на одном языке. Нам кажется, что Пушкин далеко от нас со своим древним языком, а меж тем, без него не было бы футуристов. И те же футуристы придумывали новые слова и говорили о том, что язык должен быть быстрее – потому что время другое. Поэтому слово «лилия» казалось им длинным, и они придумали этому цветку другое название – еуы. С одной стороны, это смешно, а с другой стороны – мы делаем то же самое сейчас, сокращая тексты в сообщениях, используем смайлики. И когда проводишь такие параллели, появляется ощущение, что это история про нас, а не про каких-то древних умерших людей. Они точно так же мыслили, как и мы, хотели перевернуть этот мир и сделать что-то новое и невообразимое. Когда рассказываешь такие истории, текст становится более понятным и близким. Тогда литература присваивается себе. Мне кажется это очень важным в работе с подростками и в целом с аудиторией.

В каждом конкретном случае мы ищем свой подход, пытаемся работать с интересами разных аудиторий. Каждый раз это поиск. Если появляется шаблон – тогда исчезает волшебство выставки и темы.

Сейчас мы готовим выставку о Викторе Драгунском. Оказывается, что у него совершенно необыкновенная биография: он работал в цирке, был актером и вообще родился в Нью-Йорке. Мы хотим показать, что он не только автор «Денискиных рассказов», а много чего сделал в жизни и только в конце приходит к рассказам. Нам важно показать текст в нескольких слоях. Для взрослых это будет возвращение к своему детству, для школьников – познание другого времени. Через «Денискины рассказы» мы говорим о том, как проходило детство в 1950-1960-е годы, что дети делали без гаджетов, как они проводили время. Есть еще и третий контекст – соединение, связь поколений, если родители, бабушки, дедушки приходят на выставку вместе со своими детьми и внуками и появляется их общая, семейная история.

Как работать с именем? На примере Дома Ильи Остроухова

Это не всегда просто. У нас есть мемориальное пространство, но при этом не сохранились ни интерьеры, ни вещи Ильи Семеновича Остроухова – знаменитого на всю Москву начала ХХ века деятеля искусств. Долгие годы дом был просто выставочной площадкой Литературного музея.

С 2020 года мы ежегодно проводим выставки, посвященные Илье Семеновичу. Мы создали цикл выставок «Художники и коллекционеры в Доме Остроухова». Это отсылало к имени Остроухова – он делал то же самое, занимался коллекционированием древнерусских икон, произведений европейских и русских художников.

Еще мы проводим цикл музыкальных вечеров в Доме Остроухова. Илья Семенович был меломаном, его музыкальные вечера славились на всю Москву. Здесь собиралось до 50 человек. В его доме выступали Федор Шаляпин, Ванда Ландовская и лучшие музыканты своего времени. Это мостик, который мы перекидываем из прошлого в настоящее для того, чтобы поддержать память о человеке, говорить о нем в контексте современной истории.

Для школьных музеев важно вовлекать учащихся в исследовательскую работу, выставочные проекты, как они понимают этого автора или героя – чтобы они стали участниками осмысления персоны. Тогда эта личность станет для них интересной и они смогут присвоить ее себе. Присваивание себе имени, пропускание через себя темы важно для подростков.