Текст: Константин Бахарев
В сентябре 1968 года Виктор Астафьев получил письмо со Свердловской киностудии. Писателю сообщили, что с ним хотят встретиться и обсудить его сценарий, написанный по повести «Звездопад». Также Астафьева известили, что им заинтересовался режиссер Олег Николаевский. Он тогда прославился, сняв популярнейшую музыкальную комедию «Трембита».
С Астафьевым заключили договор на четыре тысячи рублей и выплатили аванс. Но просили переделать сценарий. Редактор писала весной 1969 года, что они очень ждут второй вариант. Сам же Николаевский даже ездил к Астафьеву обговаривать детали будущего фильма. Однако через год Свердловская киностудия сообщила писателю, что договор с ним расторгают. Причина – занятость режиссера Николаевского на других проектах. В результате же полученные Астафьевым деньги в сумме 1400 рублей было решено оставить автору, а 28 рублей 10 копеек, потраченных Николаевским на поездку, были списаны. Фильм «Звездопад» был снят только в 1981 году Игорем Таланкиным на «Мосфильме».
Вообще в 60-е годы Виктору Астафьеву не везло с экранизацией его произведений. Так, он в 1961 году обратился с повестью «Перевал» на все ту же Свердловскую киностудию. Старший редактор Хомяков написал в ответ: «Уважаемый Виктор Петрович! ’’Перевал’’ это та Большая Литература, о которой мы читатели, критики и редакторы часто говорим и мечтаем, которую так жаждем. Мне горько писать Вам о том, что современный кинематограф вряд ли заинтересуется ’’Перевалом’’. А ’’Звездопад’’ слишком мал по объему для полнометражного фильма. Присылайте рукописи. С искренним уважением, Хомяков».
Но кино по «Перевалу» все-таки сняли в 1978 году на «Мосфильме». Он вышел под названием «Сюда не залетали чайки».
В том же 1961 году Астафьев пытался сотрудничать с киностудией имени Горького. Но оттуда пришел ответ, что присланные им рассказы о войне являются отличной литературой. Работники киностудии были рады познакомиться с ними. Но, «к нашему огорчению, у нас есть сценарии на тему Великой Отечественной войны». Астафьева попросили подумать о создании оригинального сценария на современную тему.
Из творческого объединения «Юность» писали письма, что режиссеры просят прислать хоть что-нибудь, но только на современную тему. Обращались к Астафьеву и с «Ленфильма». Так как писатель был родом из Сибири, его просили написать сценарий для режиссера Виктора Трегубовича на тему партизанского движения в тех краях в годы Гражданской войны и о легендарном командире Щетинкине.
Сейчас мало кто знает о том, что первый фильм по рассказу Виктора Астафьева «Ясным ли днем» вышел на киностудии «Беларусьфильм» в 1972 году. В июле 1971 года выпускник ВГИКа Борис Шадурский отправил письмо в Вологду, где тогда жил Астафьев. Он сообщал, что готов сценарий по рассказу, и просил поскорее помочь ему. А именно решить, поставит ли он свое имя в авторы сценария или нет. Шадурский торопил его с ответом: «От вашего согласия зависит моя творческая судьба!» Астафьев, судя по тому, что его фамилии нет в титрах, отказался от участия в написании сценария и получил за экранизацию двести рублей.
Шадурский после писал ему, что фильм запускают в работу. На главную роль якобы согласился Георгий Жженов, которому надоело играть шпионов и сенаторов. Осталось только выбрать песню. Фильм был снят в формате короткометражки и вышел под названием «Перед первым снегом». Главную роль в нем сыграл Степан Крылов. В фильме рассказывается об одном дне фронтовика. Кстати, возможно, прототипом героя астафьевского рассказа мог послужить участник войны Алексей Иванов из Соль-Илецка. Он в свое время написал Астафьеву письмо, где указал, что на войне ему оторвало левую ногу по колено, и на правой ноге полступни. Но, тем не менее, он каждый год ездит на врачебную комиссию, чтобы подтвердить свою инвалидность, и спрашивает у врачей, почему его не переводят с третьей группы инвалидности на вторую. А доктора отвечают, что для этого надо, чтобы оторвало обе ноги.
Всего же по книгам Виктора Астафьева вышло семь кинокартин.