21.04.2024

В Москве в 13-й раз прошла «Библионочь»

В этом году всероссийская культурная акция "Библионочь" прошла в 13-й раз, стартовав 20 апреля ранним вечером и закончившись поздно ночью

В Москве в 13-й раз прошла 'Библионочь'
 / Кристина Кормилицына/ РИА Новости
В Москве в 13-й раз прошла 'Библионочь' / Кристина Кормилицына/ РИА Новости

Текст: Павел Басинский/РГ

Напомню ее историю. Ее инициировали в 2011 году культуртрегер Илья Николаев и заместитель библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева Александра Вахрушева. Пробное мероприятие прошло в Тургеневке в июне 2011 года. Отчитавшись, что "событие прошло без происшествий", власти поддержали идею. В 2012 году "Библионочь" состоялась уже в 90 городах России и с тех пор с каждым годом набирала обороты. С 2013 года "Библионочи" стали тематическими: "Открой дневник - поймай время", "Новое прочтение", "Читай кино", "Книга - путь к звездам"... Но смысл мероприятия оставался прежним - собрать в уик-энд в библиотеках страны людей, не равнодушных к чтению и готовых посвятить выходной вечер знакомству со своими единомышленниками и единолюбцами. А уж темы для встреч каждый год подбираются разные. В этом году, объявленном Годом семьи, тема была "Читаем всей семьей!".

Во время пандемии была опасность, что акция свернется. Какие уж тут культурные знакомства, когда люди в магазин за продуктами боялись ходить! Но проведенная в онлайн-режиме "Библионочь" неожиданно собрала многократно большее количество участников. Например, московская библиотека им. Н.А. Некрасова проектом "Что будет дальше" набрала более полумиллиона просмотров - количество людей, которое ни одна библиотека в мире собрать в своих стенах за один вечер не в состоянии.

Кстати, проект был любопытный. Библиотека в онлайн-режиме представила мнения литераторов о том, что будет с культурой после ковида. Мнения разделились. Писатель и публицист Александр Архангельский сделал акцент на цифровых технологиях. Мы, считал он, от них сильно отстали. Переживания по поводу того, что наши дети торчат в интернете - это позавчерашний день. Когда люди вдруг оказались в самоизоляции, выяснилось, что цифровые технологии - это уже не будущее и не настоящее, а во многом упущенное прошлое. А вот поэт и филолог Игорь Волгин был уверен, что после "чумы" опять наступит обычный "пир". Человек, говорил он, существо консервативное. Люди вернутся к обычной жизни и будут опять, как и раньше, придавать огромное значение пустякам. Скажем, таким, как встречи в живом формате.

Я думаю, время примирило обе точки зрения. "Библионочь" вернулась на круги своя, и люди по-прежнему жаждут непосредственного общения в стенах библиотек. Но онлайн-формат позволяет принять участие в этих мероприятиях многократно большему количеству людей, чем это было возможно до пандемии.

Лично мне с участием в "Библионочи" всегда везло. Я проводил ее и в качестве гостя, и в качестве выступавшего на разных площадках - в районных и центральных библиотеках Москвы и даже на 89 этаже башни "Федерация" комплекса "Москва-Сити". А в этом году благодаря налаженной работе московского такси успел побывать в библиотеке № 182 Юго-Западного административного округа Москвы и Доме Пашкова, старинном здании Российской государственной библиотеки, которую я по привычке, от которой уже никогда не избавлюсь, продолжаю называть Ленинкой.

Библиотека юго-запада столицы, расположенная в цокольном этаже типового многоквартирного жилого дома, поразила афишей мероприятий, приуроченных к "Библионочи", которая здесь проходила с 6 часов вечера до поздней ночи. Темы выступлений и обсуждений: гончарное искусство в античном мире, танцы "золотого века", поэтический авангард, шедевры мирового кинематографа и многое другое. С гостями, милейшими интеллигентными людьми, мы с моим соавтором Екатериной Барбанягой говорили о Льве Толстом, его супруге Софье Андреевне и романе "Анна Каренина", в создании которого она принимала прямое участие. Потом разыгрывали книги по результатам ответов на вопросы, связанные с романом. Ответы были мгновенными и сразу от нескольких слушателей. "Почему лошадь Вронского назвали Фру-Фру?" Ну понятно же: это - французское выражение, означающее шелест платья! "Какие цветы были в волосах Анны на балу?" Господи, конечно анютины глазки, кто бы сомневался! А "консервами" в ресторанах XIX века называли фруктовый салат - это же всем известно!

Эрудиция, однако...

А вот перед входом в Дом Пашкова на площадке звучала современная музыка, и в очереди стояли молодые люди. Много молодых людей! Очередь была огромной, хотя все эти люди пришли после регистрации на конкретные мероприятия, организованные РГБ в рамках "Библионочи". Пропускная система была строгой, но отлаженной. И в Бальном зале, где я выступал вместе с чудесным актером Константином Крюковым, внуком великого Сергея Бондарчука, яблоку негде было упасть. Говорили о Льве Толстом, актерской династии Сергея Федоровича явно не чуждом, если вспомнить экранизации "Войны и мира" и "Отца Сергия". Мне очень понравилась артистическая легкость, с которой Константин говорил на очень серьезные темы (Толстой, литература в школе, как приучить детей к чтению и другое), и как молодые слушатели на это реагировали.

И еще я вспомнил, как в этом самом доме, где находилась Румянцевская библиотека, Лев Николаевич, который был тот еще скептик и максималист, пошутил в присутствии ее заведующего, великого русского философа Николая Федоровича Федорова. Окинув взглядом многоярусные стеллажи с книгами, он вздохнул и сказал: "Эх, динамитцу бы сюда!" Николай Федоров боготворил автора "Войны и мира" как писателя. Но после этих слов затопал на него ногами и классика из храма книги выгнал вон.

Что Лев Николаевич запомнил на всю жизнь...