22.08.2024
Образование

Комиксы и фанфики в ОГЭ по русскому: отменить нельзя оставить

ФИПИ опубликовали список предполагаемых изменений для ОГЭ 2025 года

Фото: freepik
Фото: freepik

Текст: ГодЛитературы.РФ

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) подготовил и опубликовал документ, в котором собрал все изменения, которые предполагаются в следующем учебном году. Один из пунктов, касаемых экзамена по русскому языку, вызвал особый резонанс, а именно пункт 4, где речь идет о сочинении-рассуждении на заданную тему:

  • В формулировку задания 13.3 в соответствии с критериями оценивания включена возможность приводить экзаменуемым примеры только из прочитанного текста. При этом введено ограничение видов примеров из жизненного опыта: «Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра».

Возможна негативная реакция на последнее ограничение, и если запрет обращения к аниме и компьютерным играм вполне объективен (в условиях сказано, что обращаться нужно именно к литературному источнику), то остальные позиции вызывают вопросы, ведь уже на многих книжных ярмарках, фестивалях и форумах комиксы, манга и графические романы признаны отдельным видом художественной литературы, а учащимся ограничивают возможность обращения к подобным текстам.

Комментарий репетитора Татьяны Шипиловой:

Не думаю, что в этих ограничениях нужно видеть какое-то сознательное ущемление прав и свобод учащихся. Все довольно прозаично.

Во-первых, экзамен предполагает все же обращение к художественному тексту, который хотя бы был издан, а фанфики чаще всего публикуются на платформах самиздата.

К сожалению, очень часто подростки не особо утруждают себя пониманием разницы между текстом, самостоятельно опубликованным в интернете, и текстом, который имеет собственный ISBN, так что легче и логичнее просто ограничить всю категорию подобной литературы.

Во-вторых, качество текстов, к которым часто обращаются учащиеся при довольно свободном диапазоне выбора, оставляют желать лучшего, поэтому, например, в ОГЭ и ЕГЭ по литературе отказались от предоставления такой возможности еще в прошлом году. Теперь очередь дошла и до русского языка.

В-третьих, все же не стоит забывать, что экспертами, проверяющими работы школьников, являются взрослые начитанные люди, которые редко увлекаются подобного рода литературой и не знакомы со многими современными трендами. Это существенно осложняет процесс проверки, поэтому такие ограничения значительно облегчат жизнь учителям, ну а учеников заставят все-таки взять хотя бы какие-то книги в руки. Ну, или хотя бы скачать их электронные версии на свои смартфоны.

Но при этом все же хочется обратить внимание, что другие изменения предполагают значительное упрощение выполнения задания 13 и, соответственно, его оценивания:

  • теперь нет разницы между примером-иллюстрацией и примером-аргументом;
  • привлекать текст можно не только через цитирование или ссылки на номер предложения, но и в виде сжатого выборочного пересказа;
  • самый сложный вариант 13 задания с лингвистической темой заменен на задание с вопросом;
  • по грамматике увеличили количество баллов с 2 до 3, что означает, что ошибок можно будет допустить чуть больше.

В ОГЭ по литературе тоже имеется некоторый ряд изменений, хоть и не такой существенный. Теперь во всех заданиях первой части задания с развернутым ответом по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» учитывается общая сумма ошибок, не зависящая от вида ошибки (то есть потеря 1 балла по К2 возможна, если допустить две ошибки любого вида, но вряд ли это сильно на что-то повлияет), а вот критерии по орфографии и пунктуации стали совсем лайтовыми - без потери баллов можно допустить аж по 4 ошибки каждого вида.