23.08.2024
Детская литература

Нацпремия детской литературы. Детская поэзия: четыре к пятнадцати

В этом году в Длинный список вошли книги, опубликованные не только московскими издательствами, но и региональными — а также теми издателями, книги которых мы нечасто наблюдаем в списках премий

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Текст: Вера Федорук

Национальная премия в области детской литературы проводится уже второй год, и, конечно, не может не радовать наличие в ней номинации «Лучшее поэтическое произведение для детей». Поэзия для детей однозначно нуждается в государственной поддержке — хотя, по счастью, есть издательства, которые умеют работать с детскими стихами. Не забудем и премию «Кора стих», которая проводится при поддержке Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара города Москвы, семинары Фонда Филатова, мероприятия АСПИР — все они помогли заявить о себе многим авторам.

В этом году в Длинный список вошли книги, опубликованные не только московскими издательствами, но и региональными — «Фениксом» из Ростова-на-Дону и магаданским «Охотником», а также московскими книжными домами, книги которых мы нечасто наблюдаем в списках премий, но которые готовы искать новые имена («Примула»), — и это расширение охвата можно только приветствовать. Обращает на себя внимание и то, насколько разные авторы попали в лонг-лист.

Оценивать поэзию — дело неблагодарное, но, наверное, можно выделить два главных критерия оценки: способность поэта создавать свой собственный, узнаваемый, ни на кого не похожий мир — и техническое совершенство. В Длинном списке премии, безусловно, есть книги, отвечающие обоим критериям. И, конечно, говоря о детской книге, невозможно оставлять в стороне ее визуальную сторону.

Алексей Зайцев — автор сборника «Состояние невеселости» (М.: Самокат, 2023) — поэт признанный: лауреат премии имени Корнея Чуковского за сборник стихотворений «Физика Тузика» («Самокат», 2019). В новой книге он остается верен себе — исследует возможности языка, наследуя то Маяковскому, то Лианозовской школе: он словно растягивает материю языка то в одну, то в другую сторону, проверяя на прочность — порвется или выдержит и откроет нам свои новые грани? Чутье и талант Алексея не подводят, как и фирменное чувство юмора («нет, я не страус, я другой»), технически стихи написаны блестяще — и читательский интерес поддерживается прежде всего не сюжетом, а поэтическими приемами: куда автор повернет и как он с этим справится? Довольно плотные, насыщенные иллюстрации Анны Тененбаум в сине-желтых тонах и в стилистике, отсылающей, пожалуй, к экспрессионизму, помогают читателю включиться в игру, начатую Алексеем.

Наталия Волкова — также поэт признанный — лауреат III Международного конкурса им. С. В. Михалкова (2012 год) за сборник стихов «На белом листочке». Ее книга «Коты на елке» (также поэтическая серия издательства «Самокат») фактически представляет собой хрестоматию творчества автора за предыдущие годы: тут и фирменные стихи со словесной эквилибристикой, и трогательная лирика, и графические стихи, и везде — узнаваемое чувство юмора. В концептуальных иллюстрациях Алисы Юфы много движения — герои книги всё бегут, летят и скачут — что очень подходит энергичным стихам Наталии.

Книга Евгении Русиновой «Космос из коробки» («Нигма», 2024) успела побывать в топе осенней выставки «Нон-фикшн» (и в наших рекомендациях лучших книг к этой выставке) — и, конечно, совершенно заслуженно. Удивительная поэма с очень узнаваемым авторским стилем, простая по языку — и глубокая по смыслу. В этой «прикладной» книге автор помогает читателю посмотреть на мир другими глазами не только в фигуральном, но и в буквальном смысле. В иллюстрациях Юлии Сидневой много воздуха, они созвучны тексту и оставляют именно тот градус разреженности и пустоты, который ему нужен. Единственное, хотелось бы больше фантазии при выборе шрифта и верстке текста.

Юлия Весова — автор хитовой поэмы про жизнь насекомых «Пауклиника» и сказки в стихах про тревожную моль Молли — также обладатель своего уникального авторского стиля, почти Джулия Дональдсон нашей детской литературы. В этот раз она отошла от прославившего ее мира насекомых и занялась миром еще более популярных героев — автомобилей. Ее книга «Малыш Мусоровоз ищет друга» (Клевер-медиа, 2023) собрала тысячи восторженных отзывов на маркетплейсах, и неудивительно, ведь истории про автомобили в стихах и прозе — тема необыкновенно популярная и продаваемая, а уж учитывая, сколько ныне взрослых мужчин в детстве мечтали стать водителем именно мусоровоза...

Пожалуй, в этой книге наблюдается самый гармоничный союз поэта и художника из всех представленных на конкурс. Иллюстратор Екатерина Дмитриева смогла стать полноценным соавтором книги и создать полноценную вселенную героев с моторами, в котором, впрочем, чувствуются отсылки к книге «Грузовик и Прицеп» Анастасии Орловой. «Малыш Мусоровоз» — очередной успех Юлии Весовой, хотя, возможно, книга чуть менее оригинальна, чем та же «Пауклиника» — но, безусловно, неизбывно мила и всенародно любима.

Интересна представленная на конкурс книга магаданского (!) издательства «Охотник» книга Галины Дядиной «Жозефина Прекрасная». Галина — автор прекрасных сборников стихов для детей, финалист конкурса «Алые паруса», неоднократный соавтор Андрея Усачева. В этом сборнике коротких стихов, практически частушек, про перипетии жизни гламурной свиньи Жозефины также налицо и фирменная безудержная фантазия Галины, и техническое мастерство. Однако книга довольно неровная — не всегда лексика и юмор будут понятны детям, и возникает вопрос: а кто адресат этой стильной книги, проиллюстрированной Юлией Гуковой? Можно предположить, что она скорее будет интересна продвинутым молодым мамам, — для них и сделаны отсылки к Мэрилин Монро, «Джоконде», «Шоколаднице» и стилю поп-ап в образах свинки. Хотя начитанные подростки с чувством юмора вполне смогут оценить этот сборник — он же арт-объект.

Остальные книги из списка, безусловно, достойны выдвижения и делают честь своим авторам, но вряд ли можно сказать, что в них созданы те удивительные авторские миры, за которые следует вручать национальные премии по литературе.

Кто же станет победителем? Предугадать сложно, в лонг-листе мы видим как минимум четырех сильных игроков. Единственный комментарий, который можно здесь дать, — что ежегодную премию стоит вручать за полностью новые произведения, значительные части которых ранее не публиковались в других изданиях.