13.11.2024
Публикации

Уютный гастрономический детектив

Юлия Евдокимова вкусно рассказала о кулинарных войнах страны, лучшем рецепте и представила свою новую книгу «Кухня России»

Коллаж из сообщества ЦБС Краснозерского района
Коллаж из сообщества ЦБС Краснозерского района

Текст: Олег Платонов, Казань

Писательница Юлия Евдокимова привезла в Казань свою новую книгу – «Кухня России», хотя сама «взращена» на итальянской кухне. По своей прежней профессии она работала международным юристом и часто сталкивалась с итальянцами.

Родом она из Ульяновска и начинала свою литературную деятельность с того, что бесплатно опубликовала первую книгу на портале «ЛитРес», поскольку не могла пробиться ни в одно издательство. Через две недели ее книжка стала самой скачиваемой в России, и вроде бы дела пошли в гору.

Сегодня она эксперт в области кулинарного туризма, автор 17 книг, в числе которых последняя – «Кухня России», куда вошли традиционные рецепты русских городов. Издание вобрало в себя самые яркие впечатления от путешествий по русским городам и весям, а также колоритные рецепты и душевные истории от местных жителей.

Юлия Евдокимова также автор трилогии «К России с любовью», «Уютная Россия, «Потаенная Россия». А два года назад ее роман «Умбрия — зелёное сердце Италии. Тайна старого аббатства и печенье святого Франциска» получил премию «Русский детектив». В нем писательница смешала детективные и кулинарные элементы.

– Гастрономический детектив – это не про то, что следствие идет вокруг украденной котлеты, – шутит писательница. – Это разновидность уютного детектива, который буквально в этом году ставит рекорды по популярности в России. До этого момента «уютный детектив» даже как жанр не выделяли.

Какие же главные слагающие «уютного детектива»? В нем обязательно показана жизнь городка или деревни, где происходят события, и обязательно показан быт. Герой книги «Умбрия — зелёное сердце Италии», комиссар полиции, говорит, что между кулинарией и расследованием очень много общего. Когда ты что-то печёшь, ты собираешь ингредиенты вместе, что-то заменяешь. Так же и в расследовании.

Где поесть в новом месте?

Книги Юлии Евдокимовой наполнены легендами. Как уверяет автор, они создают определённую атмосферу и облик города, который описывают. Если не будет легенд, то теряется большая часть интереса к месту.

- Все легенды, которые появляются в моих книгах, расходятся с официальными. Потому что я разговариваю с местными людьми. И то, что они мне рассказывают, появляется в книгах. Может быть, это неправильно, но человек в это верит и считает, что так оно и было.

В тревел-блогинге, как считает Юлия Евдокимова, должна ярко выражаться именно авторская позиция. Кроме того, нельзя просто рассказывать про красивые здания, нужно вытащить, что в них есть интересного. И обязательно должна быть кухня.

Нельзя узнать страну и город, если ты не попробовал местную кухню, считает автор.

Юлия Евдокимова отмечает, что в новом городе нужно стараться есть там, где это делают местные.

- В Татарстане есть столовая на Баумана, которую посещают люди с 70-го года прошлого века. «Сказка», кажется, называется. Естественно, я включила её в книгу, потому что это раритет. Беда в том, что у нас в России не скажешь, что кто-то в пятом поколении с XV века держит заведение. У нас, к сожалению, не все выживают, даже очень хорошие заведения, которые, казалось бы, должны привлекать клиентов десятилетиями... Но всё равно есть интересные места. Взять, например, [казанскую] сеть «Тюбетей». Чтобы первое знакомство с татарской кухней произошло, я считаю, этого вполне достаточно.

Непростые пути отечественной гастрономии

В Татарстане в гастрономии есть национальная особенность, считает Юлия. «А в других российских городах все усредненное: в одном ресторане можно встретить хинкали, суши и борщ».

- Если татары начинают готовить, то это проблемы для желудка, для поджелудочной… Ты начинаешь толстеть, это всё сытно, много, а ещё долго готовится. Но при этом есть очень самобытные блюда, которые действительно уже вписаны в культурно-гастрономическую историю России и занимают там абсолютно достойное место. Я вот, например, лапшу лучше татарской не ела никогда, – поделилась писательница. И также заметила, что с тех пор, как стала постоянно ездить в Казань, влюбилась в губадию (традиционное татарское блюдо, представляющее собой закрытый круглый пирог из сдобного теста с многослойной начинкой. – Прим. ред.).

- Я стараюсь рецепты сложных блюд немного включить в книги. Та же курица в молоке, она сложно готовится. Меня научили, как правильно ее фаршировать. Ее вряд ли многие будут готовить. И также я беру какие-то блюда очень простые, которые может приготовить любой человек. И дальше каждый выбирает для себя. Моя задача показать разнообразие рецептов, чтобы люди увидели, как и что готовится. Да, я их собираю по всей России, поскольку когда уйдут наши бабушки, ничего не останется. Я езжу по старообрядческим деревням, разговариваю с бабульками.

Мы сейчас прыгаем в последний вагон поезда, пытаемся что-то ухватить и что-то запомнить.

Наверняка и в татарских корнях есть что-то утерянное, и очень хочется, чтобы это осталось не только в памяти, но и на столах.

Лучший рецепт из Нижнего Новгорода

Несмотря на то, что Юлия много ездит по России, все равно постоянно встречаются моменты, которые ее удивляют.

- Есть один рецепт, который я запомнила на всю жизнь. У меня эта встреча случилась в Нижнем Новгороде. У нас есть повар Александр Голышев, его называют шефом волжской кухни, потому что он восстанавливает старые рецепты. Он говорит: "А ты кашу "Катанка" ела когда-нибудь?" Я говорю: "Нет". И мне приготовили...

Для этой каши берётся пшено, промывается, прослушивается, и дальше 3–4 часа руками его катают по дереву. Оно становится рыхлым и лучше всего в себя впитывает другие ингредиенты, которые оказываются в блюде. Так, Александр Голышев добавляет туда фермерские сыры и ставит в русскую печь.

- Для меня это был гастрономический шок. И ничего интереснее и неожиданнее я не видела. Конечно, я сама никогда не буду катать пшено по дереву руками, но то, что я увидела и узнала – это очень здорово.

Кулинарные войны России

В последние годы гастрономический туризм в России активно развивается.

- Что такое гастрономический бренд? Это экономика, – рассказывает Юлия. – Взять огурец. К тебе на День огурца приезжают люди, останавливается в отеле, персонал, вокруг какой-то сопутствующий бизнес... Это не просто гастрономия.

Главная же российская гастрономическая война идет за окрошку.

Ее готовят на квасе, на кефире и говорят, что даже на минералке делают.

Но еще бóльшая битва идет из-за огурцов.

- Суздаль подсуетился и первым зарегистрировал свой бренд огурцов. Тут возникла Вятка: "А как же наши Подноменские огурцы? Их солили в бочке подо льдом, там создавался определенный микроклимат. И они были в 100 раз лучше!" Вязники во Владимирской области говорят: "Откройте документы! Так в жизни никто не говорил про суздальские огурцы. Это наши!" Нижний Новгород говорит, что у них утерян рецепт огурцов, которые солили в тыкве и доставляли к царскому столу... Но кто успел, тот успел, теперь у Суздаля огурец. Маленький городок Лух в Ивановской области, про который вообще никто никогда не слышал, взял себе лук, присобачил на герб, теперь у них там праздники, музей лука. Все. Люди живут, у них бизнес, туристы... Люди едут в путешествие, уже зная, в какой ресторан пойдут.

В ближайшее время у Юлии Евдокимовой выйдет книга про еду в Санкт-Петербурге, за написание которой она бралась с опаской: про Питер, кажется, не писал только ленивый.

- Я долго думала, как построить повествование, и решила дать слово самим жителям Петербурга. Их воспоминаниям. Я в свое время так выехала на книге «Ужин с Медичи. О власти, страсти и бисквите». Я дружу со старой флорентийской аристократией, с нынешним главой дома Медичи. Однажды они меня спросили, почему я книгу не напишу про них... Открыли мне архивы, дневники Лоренцо Медичи, и я к каждой главе в книге брала строчки из его воспоминаний, как он сам описывал ту или иную ситуацию. То есть от первого лица. И так же я попыталась поступить с Питером, куда включила воспоминания людей. Я даже вставила маленькую часть про блокадный Ленинград, хотя извинилась, что в такой книге это, наверное, не совсем уместно. Но без этой части истории нет и города.