16.11.2024
Читалка

Вышла книга «Майя Плисецкая. Пять дней с легендой. Документальная история»

Вадиму Вернику посчастливилось разговаривать с великой балериной на съемках документального фильма о ней. Большая часть материалов не попала в фильм, но стала основой для его книги

Отрывки из книги 'Майя Плисецкая. Пять дней с легендой. Документальная история' / АСТ
Отрывки из книги 'Майя Плисецкая. Пять дней с легендой. Документальная история' / АСТ

Текст: Сусанна Альперина/РГ

В преддверии 100-летия со дня рождения Майи Плисецкой, которое отмечается в 2025 году, известный журналист и телеведущий Вадим Верник выпустил книгу "Майя Плисецкая. Пять дней с легендой. Документальная история". В ней он рассказал о съемках фильма о балерине в 1996 году и поделился деталями, которые оставались за кадром.

В 1996 году Верник пять дней провел с легендарной балериной в крошечном финском городке Миккели. Плисецкая там гастролировала, а он готовил о ней документальный фильм как автор и ведущий. Он тогда снимал крупный проект - цикл программ для канала "Россия-1" (тогда он назывался РТР) о знаменитых личностях в искусстве. Общее название цикла было "Субботний вечер со звездой", но по сути каждый "Вечер" - это был полуторачасовой документальный фильм. Эфир - один раз в месяц. Героями цикла помимо Плисецкой были такие люди, как Олег Табаков, Людмила Касаткина, Александр Калягин, Юрий Башмет и другие. Кстати, новую книгу о Галине Вишневской и Мстиславе Ростроповиче Верник уже сдал в издательство.

А что касается книги о Майе Плисецкой, ее бы не было, если бы режиссер монтажа Дмитрий Воробьев не разбирал архивы и не обнаружил несколько кассет betacam с исходниками записей интервью Вадима с Майей Михайловной. Финские гастроли Плисецкой планировались вместе с труппой Гедиминаса Таранды "Имперский русский балет". Интервью для фильма "Майя. Урок классического танца" согласились дать Родион Щедрин, Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, кузен Плисецкой, ее партнеры Николай Фадеечев и Александр Богатырев. Фрагменты всех этих бесед есть в книге. Приведем несколько отрывков из нее.

* * *

"Майя Плисецкая. Пять дней с легендой. Документальная история". Верник Вадим

  • Издательство: АСТ, 2024

— ...Майя Михайловна пригласила в свою гримерку... высказываю свои пожелания...

— Меня все устраивает. Только должна предупредить: сниматься буду без грима и специального макияжа.

Конечно, это заявление несколько озадачило — все-таки возраст солидный. Я поинтересовался у оператора Андрея Квардакова, есть ли у него какие-то специальные фильтры. Но ничего не понадобилось. И не потому, что Плисецкая передумала. Нет, она осталась верна себе — только деликатно подкрашенные губы и ресницы. А в остальном... Как только включалась камера, происходило следующее. Все морщины на лице Плисецкой разглаживались, и она молодела лет на двадцать! И это преображение происходило каждый раз, когда звучало слово "мотор!". Сначала я думал, что мне это только кажется и что желаемое я выдаю за действительное. Но вот я слышу от редактора Тони Суровцевой: "Ты замечаешь, что Плисецкая как-то меняется в кадре?" Я провел немало съемок, но ничего подобного больше не видел. Такое сильное энергетическое поле излучала только Майя Плисецкая.

* * *

— ... В хореографическое училище Плисецкую приняли сразу - оказалось достаточно одного реверанса в адрес приемной комиссии.

— В балете вам сразу было все подвластно или трудности случались тоже?

— Знаете, мне всегда было трудно терпение. Мы стояли лицом к палке и должны были делать какие-то там батман-тандю. Вот это было дико скучно! Нам говорили: "Дети, встаньте так". А я стояла вот так (показывает), вот это я помню. "Плисецкая, вытяни руку правильно". Только отворачивается педагог, а я опять делаю по-своему. Просто хулиганила все время, пока не выгоняли из класса. Тогда все успокаивалось.

— Часто выгоняли?

— Часто. (Улыбается.)

* * *

—...Плисецкая с удовольствием вспоминает свою первую роль в хореографическом училище. Она готовила ее с балетмейстером Леонидом Якобсоном, которого боготворила всю жизнь:

— Номер назывался "Конференция по разоружению", видите, ничего не изменилось! 1934 год. Это первая моя роль. 34-й год. Сколько лет назад? И все были конференции по разоружению.

— Я знаю, что вы танцевали там китайского мальчишку.

— Чан Кайши я танцевала, будущего президента. Я была очень маленького роста. Залезала под стул и вся там помещалась. В такой вот шляпе, как, кстати, сейчас у меня в балете "Курозука", и вся помещалась в этой шляпе. Залезала под стул, какие-то движения делала, сейчас уже не помню, чего-то боялась, и, видимо, надо было показать, какой Чан Кайши ничтожный, никому не нужный.

— Вам было его жалко?

— А я про это не думала. Мне ничего не было жалко, мне всегда было интересно, я обожала сцену. Я никогда не боялась, никогда до трясу не волновалась, никогда. Мне нравилась сцена.

* * *

— ...Мы попили чай в буфете.

— Чтобы выглядеть худой на сцене, в жизни тебя вообще не должно быть видно, - произнесла Майя Михайловна и заказала себе порцию зеленого салата. Авокадо, фета, помидоры черри - эти продукты, кажется, я увидел тогда впервые.

* * *

— ...Я спросил, почему Плисецкая не преподает.

— Знаете, это неправильно: танцевать и одновременно преподавать. Потому что тогда немножко здесь недодал, там недодал. Заниматься с артистами - очень трудно, кропотливо, на это уйдут все силы. А меня все-таки приглашают как балерину. И значит, надо заниматься собой.

* * *

— ...Спрашивают иногда: "Сколько часов в день вы занимаетесь?" Наверное, имеют в виду скрипача. В крайнем случае, пианиста, который может сидеть за роялем 24 часа. Балерина, вы понимаете, через 2-3 часа занятий уже умерла бы. Нельзя такой вопрос задавать человеку, который физически работает. Вот, например, сегодня я пришла в класс только потому, что вы просили. Два раза делать класс необязательно. А в пять часов у меня репетиция. Значит, мне нужно в четыре часа сделать класс еще раз, а это час занятий. Надо быть "теплой" на репетиции. Если мышцы не теплые, ничего не сделаешь. Или их порвешь. Вот и все...

* * *

...— А в балете мода существует?

— Да, существует. Знаете, ведь сейчас модно другое тело даже. Другая форма, другое исполнение. Сейчас огромное влияние спорта. И все балерины поднимают ноги выше головы. Это другая эстетика. Вертятся, как фигуристы. Потом еще, почему сейчас намного лучше танцуют, чем раньше? Появилось видео. Нет такого педагога гениального, как видео. Потому что человек на себя смотрит и замечает все свои ошибки. Да, в репетиционном зале огромные зеркала, но этого мало...

Тем временем

Выходит книга "Николай Караченцов. Глазами семьи и друзей". Выход издания приурочен к 80-летию актера: это трогательный портрет Николая Караченцова, написанный его родными и друзьями, в том числе женой Людмилой Поргиной, невесткой Ириной Караченцовой, Максимом Дунаевским, Аллой Суриковой. А также откровенные записки самого героя книги — о детстве, отношении к браку, отцовстве и о многом другом. Авторство книги принадлежит сыну Николая Караченцова Андрею.

"...когда [он] работал на сцене, поднимал души человеческие, вселял в них веру, веру в чистую, светлую жизнь, а когда стал инвалидом, поднял свой крест и нес его с достоинством". Такие слова сказал после отпевания Николая Караченцова патриарх Кирилл, который, узнав о смерти актера, сам вызвался отслужить по нему последнюю службу. Для этого он приехал в обычную церковь рядом с домом покойного, прихожанином которой был артист.

Поклонников Николая Караченцова можно встретить среди самых разных людей. Об этом можно прочесть в книге. По воспоминаниям сына Андрея, Николай Караченцов был смешливым жизнерадостным человеком. Одна из его страстей — анекдоты. Он накопил их более двух тысяч. Соревноваться в том, кто лучше расскажет анекдот и кто больше их знает, он любил с самим Юрием Никулиным. Часть анекдотов из собрания Караченцова вошла в издание. А еще оно дополнено интересными и редкими фотографиями и афоризмами актера.