08.12.2024
Фестивали

Приглашение в Grand tour по русскому искусству

«Путеводитель по русской живописи в трех книгах» Дмитрия, Андрея, Владимира Сарабьяновых представило на книжной ярмарке издательство «Искусство - XXI век»

Издательство 'Искусство - XXI век' представило «Путеводитель по русской живописи в трех книгах» Дмитрия, Андрея, Владимира Сарабьяновых  / godliteratury.ru
Издательство 'Искусство - XXI век' представило «Путеводитель по русской живописи в трех книгах» Дмитрия, Андрея, Владимира Сарабьяновых / godliteratury.ru

Текст: Иван Владимиров

На ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction№26 издательство "Искусство - XXI век" представило «Путеводитель по русской живописи в трех книгах» Дмитрия, Андрея, Владимира Сарабьяновых.

Может показаться, что жанр путеводителя для историков искусств неожиданный. То ли дело энциклопедия, ставшая любимым чтением просвещенных граждан со времен Дидро и Вольтера, или многотомная академическая история искусства, начатая в России с легкой руки Игоря Грабаря и весьма полезная в ученых штудиях… А путеводитель вроде бы жанр легкий. В путеводитель заглядывают, планируя поездку. Его перелистывают в гостиницах дальних стран, выбирая маршруты следующего дня. Путеводитель обещает не ночные бдения перед экзаменом, а радость прогулок и открытий. Он создан для отдыха и удовольствий, для радости общения, для готовности поразить спутницу своими познаниями… И если вспомнить томики Якоба Буркхардта, Павла Муратова, а сегодня и Аркадия Ипполитова, которые читали и читают, мечтая о путешествиях по Италии или готовясь к своему Grand tour, русские барышни и их спутники, то можно сказать, что путеводитель по искусству имеет весьма достойных предшественников. Травелог, как минимум, — один из них.

В сущности, издательство «Искусство - XXI век» предлагает путеводитель для Grand tour’а по русскому искусству. В качестве проводников – три искусствоведа, которых объединяет не только любовь к искусству, но и семейные связи.

Сарабьяновы – семейство, в котором любовь к живописи и преданность изящным искусствам впитывают, кажется, с младых ногтей. Сарабьянов-старший, Дмитрий Владимирович (1923-2013), – один из первооткрывателей русского авангарда и тонкий знаток русской живописи XIX века, блестящий историк и исследователь отечественного искусства. Когда появилась идея путеводителя, он первым успел сложить пазл своего маршрута – по русскому искусству XIX века.

Его сын Владимир Дмитриевич (1958-2015) – замечательный художник-реставратор, исследователь древнерусского искусства. Среди его трудов — исследование фресок церкви Св. Георгия в Старой Ладоге, фресок Спасской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке, мозаик Софии Киевской (совместно с Ольгой Поповой). Тексты для путеводителя Владимир Дмитриевич не успел закончить. Его дочь Мария Сарабьянова составила на основе его научных работ путеводитель по истории древнерусской живописи – от домонгольских времен до XVII столетия. Мария Владимировна завершила эту работу незадолго до своей трагической гибели летом 2022 года.

Третью часть путеводителя, посвященную живописи рубежа XIX–ХХ веков и русскому авангарду первой трети ХХ столетия, подготовил Андрей Дмитриевич Сарабьянов, создатель «Энциклопедии русского авангарда» и куратор серии выставок, знакомящих с неизвестными работами художников-авангардистов из собраний провинциальных музеев. Он составлял этот путеводитель, опираясь на тексты свои и отцовские.

В общем, путешествие по русской живописи оказалось очень личным. Оно стало также воспоминанием и о пройденном пути жизни и исследований. Путь этот для каждого в этой удивительной семье был собственным выстраданным выбором. В конце концов, нельзя же все время идти «по стопам». У каждого свой путь.

Андрей Дмитриевич Сарабьянов, для которого завершение работы над «Путеводителем…» стало долгом перед ушедшими родными людьми, подчеркнул на презентации отнюдь не хрестоматийный характер издания: «Это авторский взгляд на русскую живопись, которая нравится нам троим, — речь идет и о непререкаемых шедеврах, и о произведениях малоизвестных».

Прямая речь

Андрей Сарабьянов, историк искусства, исследователь русского авангарда:

- В наши намерения не входило переписывать историю русского искусства. Хотелось найти новый подход к этой теме. Выбрали жанр путеводителя. Этот «Путеводитель…» – приглашение в путешествие по русской живописи. По художникам, которые наиболее интересны нам, авторам.

Это абсолютно субъективный выбор. Не надо относиться к этому как к хрестоматии или искать каких-то общеизвестных вещей. Нам нравятся эти художники, и мы об их работах написали. Если наши вкусы совпадают со вкусом читателей, можно только радоваться.

Мы выстроили свой маршрут – от древнерусского искусства до русского авангарда. Можно им воспользоваться. Можно выстроить свой. В любом случае – это приглашение в путешествие.