Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
«Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны», – говорил о Грибоедове Александр Пушкин. И впрямь жизнь поэта и дипломата не уступает мушкетерским романам Александра Дюма по обилию опасных поворотов, схваток, взлетов и падений... И личностью он был сложной, колючей, ранимой и сильной одновременно.
Его далекий предок Ян Гржибовский в начале XVII века переселился в Россию из Польши в свите Лжедмитрия I. В России Гржибовские превратились в Грибоедовых. При царе Алексее Михайловиче один из представителей этого рода – Федор Грибоедов – благодаря незаурядным талантам достиг высокого положения при дворе. Он искусно владел пером, был одним из составителей Соборного уложения 1649 года и создал панегирическую «Историю о царях и великих князьях земли Русской».
И мать, и отец автора «Горя от ума» принадлежали к разным ветвям одного рода – Грибоедовых. Только Анастасия Фёдоровна происходила из богатой, а Сергей Иванович – из захудалой семьи. Неудивительно, что мать в семье верховодила. Отца – отставного секунд-майора – всерьёз интересовала только карточная игра… Высшим авторитетом в их доме считался брат матери, Алексей Фёдорович Грибоедов – образцовый помещик и светский лев, которого будущий писатель невзлюбил с ранних лет. Дядя стал для него символом великосветской бессмыслицы, которую Александр ненавидел. Если нужно было «приложиться к ручке» какой-нибудь знатной дамы – он предпочитал сказаться больным.
Дом Грибоедовых славился музыкальными вечерами. Александр с раннего детства считался талантливым музыкантом и композитором-импровизатором. Это увлечение он сохранил на всю жизнь. К сожалению, к записи своих музыкальных сочинений он относился небрежно, зато те два вальса, которые остались от Грибоедова-композитора, исполняются и в наше время.