20.03.2025
В этот день родились

Александр Городницкий «Понимание любви с возрастом не изменилось»

Накануне 92-летия мы расспросили легендарного физиколирика о жизни, творчестве… и климате

Александр Городницкий / Фото Авы Беккера
Александр Городницкий / Фото Авы Беккера

Интервью: Марина Сизова

Александр Городницкий 20 марта отмечает 92 года. Слово «легендарный» сегодня изъезжено, но Александр Моисеевич – действительно такой. Поэт, бард, учёный. И Человек с большой буквы.

Хорошо, когда Нобелевскую премию получают и за песни

Дорогой Александр Моисеевич, с праздником вас! Как будете отмечать день рождения? Что хотите пожелать (передать) читателям?

Александр Городницкий: День рождения буду отмечать с моей семьей и близкими друзьями. А читателям хочу пожелать здоровья, спокойной и счастливой жизни. Да и себе тоже.

У вас за последние три года вышло сразу несколько сборников. Расскажите о них?

Александр Городницкий: Всего шесть книг: книги новых стихов «Разведённые мосты», «Солнечные часы» и «Люди осени», книга стихов и песен, посвящённых Москве – «Московское время» и книга стихов и песен, посвящённых моему родному городу «Мой Питер». Кроме того, вышла книга поэзии, посвящённая еврейской теме «Семисвечник на ветру». Я очень благодарен моим издателям – Михаилу Богданову, Елене и Константину Пахоруковым и Норму Туровецкому. Кроме того, издательство «Пальмира» переиздало книгу моих стихов «Легенда о доме». Как видите, отдыхать не успеваю. Кстати, записал два новых альбома стихов и песен: «Променада» и «Шёлковый путь». Спасибо за их издание моему другу Виктору Спрогису. Ну, а в планах - съёмки нового фильма о любимых художниках.

Считается, что в ранней юности стихи пишутся от «половодья чувств», а в зрелые годы как они пишутся?

Александр Городницкий: Понятия не имею, как они пишутся. Иногда получается, иногда нет. Полагаю, что чувства всегда находятся в душе пишущего человека, а возраст тут ни при чём.

Ни дня без строки по-прежнему? Когда к вам приходит вдохновение?

А.Г.: Конечно, не каждый день я пишу. В новом году написано всего девять стихотворений. Темы совершенно разные: история, сегодняшний день, любовь…

Какие темы вам ближе всего в поэзии? И как менялись они (темы) в течение жизни?

А.Г.: Трудно сказать. История, литература, любовь.

Любовь? Какую роль женщины сыграли в вашей жизни и творчестве?

АГ: Определяющую.

Что для вас важнее в женщине – красота, ум или характер?

АГ: Всё вместе.

Были ли в вашей жизни истории любви, которые повлияли на ваши песни?

АГ: Почти все истории любви повлияли на мои песни.

Есть ли женщина, которой посвящено больше всего ваших стихов?

А.Г.: Да, моя нынешняя жена Наталья.

Как изменилось ваше понимание любви с возрастом?

А.Г.: Оно не изменилось.

Что для вас важнее – стихи или мелодия? И что для вас сложнее – написать стихотворение или песню?

А.Г.: Стихи, конечно, важнее. Стихотворение написать сложнее. Мелодия обычно приходит сама. Главное, её не забыть. Поскольку нотной грамотой я не владею, записываю на диктофон.

Считается, что нужно страдать, чтобы писать хорошие песни? Так ли это?

А.Г.: Страдать не обязательно. Можно страдать и ничего не написать. Когда я придумал «Атлантов», я не страдал. И «Жену французского посла» – тоже.

Как определить, что стихотворение или песня получились?

А.Г.: Это не такая простая вещь. Чаще всего чувствую сам.

Чем отличаются сегодняшние барды от бардов прошлого века?

А.Г.: Барды сегодняшние и барды прошлого века – для меня одни и те же имена, которые вам хорошо известны: Галич, Окуджава, Высоцкий, Визбор, Ким, Новелла Матвеева. Из композиторов – Берковский, Никитин, Клячкин. Дело не в веке, а в степени таланта.

Может ли авторская песня изменить мир?

А.Г.: К сожалению, нет. Хотя раньше мне казалось, что да.

Какие строки из ваших песен лучше всего отражают вашу жизнь?

А.Г.: «И жить еще надежде до той поры пока атланты небо держат на каменных руках».

Боб Дилан считается во всём мире таким же основоположником современной авторской песни, как вы — в России. Когда стало известно о том, что Дилан получил Нобелевскую премию, какие у вас были чувства?

А.Г.: Хорошо, наверное, когда Нобелевскую премию получают не только за стихи, но и за песни.

Придёт глобальное похолодание

Хочу спросить вас как учёного. Нынче очень тёплые зимы в европейской части России; это теперь навсегда?

А.Г.: Нет, не навсегда. Со временем придет глобальное похолодание. И это уже много раз происходило в прошлом.

Какие исследования в области изучения Арктики вы считаете наиболее важными в настоящее время?

А.Г.: Поиски месторождения нефти.

Как учёный, о чем жалеете, что не успели сделать?

А.Г.: Очень многое. В частности, хотелось бы больше узнать о природе магнитных полей.

Каким вы хотели бы, чтобы вас запомнили потомки – поэтом, музыкантом или учёным?

А.Г.: Хотел бы, чтобы мои песни пели после меня.

  • Я обошёл все континенты света,
  • А город мой всё тот же с давних пор,
  • Там девочка, склонясь у парапета,
  • Рисует мост, решётку и собор.

  • Звенят трамваи, чаек заглушая,
  • Качает отражения вода.
  • А я умру, и "часть меня большая"
  • Не убежит от тлена никуда.

  • Моих стихов недолговечен срок.
  • Бессмертия мне не дали глаголы.
  • Негромкий, незначительный мой голос
  • Сотрут с кассет, предпочитая рок.

  • Прошу другого у грядущих дней,
  • Иная мне нужна Господня милость, -
  • Чтобы одна из песен сохранилась,
  • Став безымянной, общей, не моей.

  • Чтобы в лесной далёкой стороне,
  • У дымного костра или под крышей,
  • Её бы пели, голос мой не слыша,
  • И ничего не зная обо мне.

«Никогда не шучу о смерти»

Какое главное правило жизни вы для себя сформулировали?

А.Г.: Честность и порядочность.

Что вас делает по-настоящему счастливым?

А.Г.: Счастливая жизнь вокруг.

О чем вы никогда не шутите?

А.Г.: О смерти.

Какие поступки вы считаете непростительными?

А.Г.: Предательство. У меня даже песня такая есть.

  • Предательство, предательство,
  • Предательство, предательство —
  • Души незаживающий ожог.
  • Рыдать устал, рыдать устал,
  • Рыдать устал, рыдать устал,
  • Рыдать устал над мертвыми рожок.

Что для вас значит свобода?

А.Г.: Свобода — это жизнь без страха.

Есть ли у вас жизненное кредо или девиз?

А.Г.: В моей старой песне «Остров Гваделупа» есть такие строчки»: «Не страшно потерять умение удивлять, страшнее потерять умение удивляться». И с годами это становится для меня всё важнее.

Какое время в жизни вы считаете самым счастливым?

А.Г.: Довоенное детство.

  • Сижу, дыханье затая,
  • И вспоминаю детство,
  • Как будто вовсе и не я,
  • А кто-то по соседству.

  • Как будто вовсе и не я
  • Жил в давний век, в котором
  • Бульвар, извозчики, семья,
  • Кинотеатр "Форум".

  • Домов облезлые углы,
  • Газеты с новостями,
  • И дирижабль сверху плыл,
  • Как рыба над сетями.

  • С собора сорваны кресты,
  • Но никуда не деться
  • От той далекой суеты,
  • Что называлось детство.

  • "Челюскин" пробивает льды,
  • В окошко дождь стучится,
  • И никакой еще беды,
  • Быть может, не случится.

Есть ли что-то, что вы хотели бы изменить в прошлом?

А.Г.: Да, конечно, война и блокада, сталинские репрессии.

О чем вам никогда не бывает скучно говорить?

А.Г.: О поэзии.

Любимый город по-прежнему Ленинград?

А.Г.: Петербург. Это моя Родина.

Я сама из Перми, не могу не спросить: вы бывали в Перми, и концерты давали в городе, и на «Пилораме» в Перми-36 выступали… Я тогда в первый раз брала у вас интервью. Каким вам запомнился наш край?

А.Г.: Пермь мне очень понравилась и запомнилась надолго. Замечательные люди! Сильное впечатление произвела «Пилорама» (международный гражданский политически-культурный форум, проходивший в последние выходные июля на территории деревни Кучино (Пермский край) с 2005 по 2012 год, где ранее располагался один из крупнейших в СССР лагерь для политических заключённых «Пермь-36». — Авт.), с которой связаны стихи, которые я написал лет пять назад.

МУЗЕЙ «ПЕРМЬ-36»

(«Пилорама»)

  • Забывать нам, наверное, рано,
  • Грозный век доживающим свой,
  • Этот грустный музей с пилорамой
  • На уральской реке Чусовой.
  • Там, где в годы печальные оны,
  • Что забудутся скоро совсем,
  • Были три политических «зоны» —
  • Тридцать пять, Тридцать шесть, Тридцать семь.
  • На музей тот полжизни истратив,
  • Здесь не ведали цели иной
  • Виктор Шмыров, его основатель,
  • Вместе с Таней, своею женой.
  • Областное начальство тот лагерь
  • Отобрать постаралось себе,
  • Постепенно музей о ГУЛАГе
  • Превращая в музей КГБ.
  • Вдаль уносят холодные воды
  • Невесёлые эти года.
  • Здесь работают экскурсоводы,
  • Что в охране служили тогда.
  • И, возможно, закроется скоро,
  • Замерзая, как эта река,
  • Тот гражданский единственный форум,
  • Что ещё существует пока.
  • И у Бога мы милости просим,
  • Вспоминая погибших друзей,
  • Чтобы лагерем «Пермь — Тридцать восемь»
  • Здесь не сделался бывший музей.

Какое стихотворение, написанное в последнее время, для вас особенно важное?

Александр Городницкий:

  • Не доживать мне хочется, а жить,
  • Поскольку жизнь и в старости прекрасна,
  • И не скулить о юности напрасно,
  • Мальчишескую вспоминая прыть.
  • Хочу смотреть я, как бежит вода,
  • Как в синем небе вспыхивают чайки,
  • И радоваться снова хлебной пайке,
  • Как в давние блокадные года.
  • Мне хочется, пока хватает сил,
  • Свою былую вспоминая цену,
  • Под шум оваций выходить на сцену,
  • Пока свои я песни не забыл.

  • Мне хочется не доживать, а жить.
  • День смерти не хочу я знать заране, —
  • Пусть разом оборвётся эта нить,
  • Не вызывая всхлипов и рыданий.
  • Вновь огибать хочу земную ось
  • На судне в атлантическом тумане.
  • Пускай меня схоронят в океане,
  • Как дважды мне увидеть довелось.
  • Неумолимым временем влеком,
  • Со стороны я сам себя не вижу,
  • Как те мои ровесники, кто выжил,
  • Беспомощным и жалким стариком.
  • Хочу опять работать день-деньской,
  • Их горькую не разделяя участь,
  • Бессонницею старческой не мучась,
  • Ночь коротать за трудною строкой.
  • И не сумев к утру её найти,
  • Смотреть с улыбкой в светлое оконце
  • И радоваться женщине и солнцу,
  • Что освещают мне конец пути.