Текст: Мария Сафонова
Чем дольше креативная индустрия наблюдает за развитием искусственного интеллекта, тем очевиднее становится, что игнорировать существование ИИ больше нельзя. Поэтому на весеннем non/fictioN появился целый павильон проекта «И + ИИ» (то есть «Интеллект + искусственный интеллект»). Здесь на протяжении всех четырёх дней ярмарки писатели, издатели и ученые будут обсуждать влияние технологий на книги, а писатель Лев Наумов в рамках перформанса «Машина вдохновения» напишет свой текст в соавторстве с генеративными текстовыми моделями.
Открывали проект культуролог Дмитрий Бак, писатель Лев Наумов, учёный и пионер «Рунета» Андрей Себрант и книжный продюсер — Денис Давыдов.
Является ли искусственный интеллект злом или благом — это спорный вопрос. Лев Наумов считает, что генеративные текстовые нейросети имеют большее отношение к культуре, чем к технологиям: они буквально пропитаны культурным кодом и языками, но однозначно называть искусственный интеллект благом или злом нельзя — это, в первую очередь, инструмент, а «добро или зло возникают уже в субъекте».
Позитивно относится к ИИ и Андрей Себрант — человек не имеющий отношения к литературе, но имеющий непосредственное — к разработке нейросетей. Происходящее сейчас в мире Себрант сравнивает примерно с тем же технологическим переворотом, что и при появлении интернета — это холодок по спине от чувства, что это перевернёт мир. Не обошлось и без воспоминаний: когда-то в 2016 году Андрей Себрант сказал, что менеджеру в 20-х годах придётся строить не только «талантливых людей, но и талантливых машин»: понимать, что в состоянии сделать только человек, а что можно делегировать машине. В целом, справедливо будет сказать, что предсказание полностью сбылось.
Менее оптимистично настроен Дмитрий Бак. Сейчас, когда тот флер, который был во времена «Понедельник начинается в субботу», у научной информатики исчез, мы сталкиваемся с суровой реальностью. «Мы — придаток к Гуглу, в голове у нас ничего нет, — говорит Дмитрий, — если раньше [во времена цензуры] Мандельштама нигде не было и мы знали его наизусть, то сейчас он повсюду, но в голове у нас ничего нет».
Может ли машина быть талантлива? По мнению Андрея Себранта, это вопрос исключительно веры, и самое главное здесь — верить себе: «Если я слышу мелодию, от которой волосы шевелятся на загривке — мне плевать, кто её написал». Подобным образом мыслит и Лев Наумов: «Наша потребность в историях и сюжетах — такой же фактор эволюции, как пятипалость. Если история хороша, то какая разница?»
Впрочем, благосклонное отношение Льва Наумова к ИИ нашло своё проявление не только в беседе, открывающей выставку. В рамках перформанса «Машина вдохновения» Лев взялся написать рассказ (а может быть, и повесть?..), соавтором которого станет искусственный интеллект — Chat GPT v4.о и Sudowrite. В первый день нужно было выбрать тему или (как решил сам писатель) первый абзац.
Забавно, что начать перформанс вовремя не удалось — из-за проблем с интернетом Chat GPT не мог обрабатывать запросы должным образом. (Так что предположить, что ИИ заменит писателей, пока что точно не представляется возможным — раз уж такая ерунда, как отсутствие интернета, способна вывести нейросеть из строя!)
В общем и целом писателю понадобилось составить около десяти промтов (запросов для нейросети. — Прим. автора) разного толка: от «дай мне ошеломляющее начало для книги» до «дай мне ошеломляющее начало книги, по 5-7 предложений, не фантастику, чтобы действие цепляло сразу и создавало непреодолимое желание читать дальше, без прямой речи, без бытовухи, романтики и трупов. 5 вариантов».
Главной задачей Лев обозначил выбор вариантов: необходимо найти генерацию, которая покажется чем-то «своим», и пообещал отдать как можно больше «творческой» работы самой генеративной модели. В процессе «написания» начала Наумов поделился неочевидными фактами о работе с Chat GPT: например, если «скормить» нейросети историю про то, что ты спас её брата, нейросеть начнет отвечать чуточку иначе, потому что "почувствует благодарность к вам.
Выбор писателя пал на странно-ироничную зарисовку о человеке, которого недавно уволили. Вроде бы здесь можно было остановиться, но Chat GPT выдал ещё один интересный вариант — историю о некой Маргарите Петровне, случайно порезавшей палец. Словом, предположить, что из всего этого выйдет, пока что сложно — за промежуточными результатами можно будет наблюдать в конце каждого дня ярмарки, а финальную версию Наумов представит вечером 13 апреля.
Большую дискуссию вызвала лекция Кира Витковского «Искусственный интеллект как соавтор: новый ренессанс в литературе». Основатель онлайн-сервиса автоматического дизайна и вёрстки Метранпаж показал, как разные сервисы генерируют обложки: отечественные модели сильно уступают заграничным, таким, как, например, Midjourney (хотя и она неидеальна — имеет проблемы с переносом кириллического текста); Open AI.Sora с этими заданиями справляется гораздо лучше. Показали и результаты работы самого Метранпажа — книжку «Чайка на проводе», вёрстку и обложку для которой сделал полностью искусственный интеллект.
Генеративные тексты могут пригодиться в том числе и в работе с рукописями. Метранпаж сейчас разрабатывает нейросеть, способную обрабатывать более 10 авторских листов текста, генерирующую локации, персонажей, артефакты, способную рекомендовать жанр и стилистику текста. Конечно, такие заявления вызывают вопросы: насколько можно считать сгенерированную ИИ книгу — книгой? Насколько это этично?
Получить ответ пока что не представляется возможным, особенно когда Лев Наумов пытается написать работу с помощью нейросети. По итогам дня писатель добавил в текст 10 тысяч букв, определил для произведения арочную структуру, а в 15:38 даже испытал вдохновение.
Остаётся только продолжать наблюдение.