22.05.2025
Интервью

Вредный корректор и его полезный блог

Интервью с Юлией Вихлянской, ставшей звездой "Tелеграма", ведя узкопрофильный блог на специальную тему

Заставка caйтa 'Орфограммка' и фото, представленное Юлией Вихлянской
Заставка caйтa 'Орфограммка' и фото, представленное Юлией Вихлянской

Можно ли стать звездой блогинга, не будучи путешественником-экстремалом или завсегдатаем модных тусовок? Жительница Тюмени Юлия Вихлянская – корректор, то есть человек тихой кабинетной профессии. И ее опыт показывает – можно! С ней побеседовала Вера Федорук — наш постоянный автор, переводчик и, между прочим, ведущая соцсетей.

Текст: Вера Федорук

Юлия, вы для меня культурный феномен: почти 17 000 подписчиков — это невероятно много для блога про грамотность. Я, например, неплохо разбираюсь в детских книжных блогах: 17 000 — это аудитория очень популярного блога, на который будут подписаны все мамы, ждущие объявлений о невероятных скидках на детские книги на маркетплейсах и атмосферных фотографий изданий на фоне капучино. У вас всего этого нет.
У блога «Марселизация» Елены Нещерет, который в прошлом году получил премию «_Литблог» в рамках «Большой книги», — 1 700 подписчиков. У блога «Заметки панк-редактора» Аси Шев(ченко), который получил эту премию в 2023 году, подписчиков 5 800. А если говорить о блогах корректоров, то у популярного «Корректор по вызову» — 1 800 подписчиков. Я всегда думала, что это немало, пока не узнала про вас. С чего вы начинали и за какой срок удалось набрать такую большую аудиторию? Неужели столько людей отличают тире от дефиса?

Юлия Вихлянская: Первый пост на канале «Вредный корректор» вышел 21 апреля 2022 года. Тогда на фоне текущей повестки я была не в лучшей форме. Блог я, собственно, для того и завела, чтобы остаться на плаву: решила, что лучший способ спастись самой — помогать другим. И я стала помогать другим людям чем могу — стала делиться с ними своими знаниями.

О запуске блога я рассказала на своих страничках в соцсетях, разослала персональные приглашения тем людям из телефонной книжки, которые мне симпатичны. Подписались 40 человек. Спустя полгода подписчиков было 50. Это немало, но мне не хватало отдачи: контент я стараюсь делать качественный, а реакций и комментариев набиралось негусто.

В октябре 2022 года я решилась на рекламную кампанию. Первые три выхода в других каналах дали неплохой результат (более 500 подписчиков), а реклама в крупном канале «Лингвист» принесла мне за сутки более 1 000 читателей. К концу года аудитория выросла почти до 4 000 подписчиков.

«Телеграм» устроен так, что, если ты свой канал не продвигаешь, добиться прироста аудитории трудно. Я ведь не такой гуру, как Елена Нещерет или Анастасия Шевченко, — в медиапространстве моих следов, ведущих в блог, немного. Конечно, моими постами частенько делятся, в том числе и в других пабликах, но сотен подписчиков это не приносит. Так что рецепт у меня проще некуда: реклама — двигатель прогресса.

Блогов о русском языке на просторах «Телеграма» хватает. Многие из них могут похвастать гораздо бо́льшим количеством подписчиков, чем у меня. Мой блог выделяется тем, что я стараюсь освещать довольно сложные темы, поэтому держатся в основном те, кто, как вы заметили, отличает тире от дефиса.

Может быть, был какой-то пост, который стал «вирусным» и одномоментно принес вам очень много подписчиков? Ваш пост перепостила Ксения Собчак?

Юлия Вихлянская: Ксения моих заметок пока не репостила, но без звездного часа таки не обошлось: в 2023 году Максим Ильяхов проводил конкурс среди небольших телеграм-каналов, посвященных работе с текстом, и «Вредный корректор» занял первое место. Эта победа принесла мне 1 200 новых подписчиков.

В прошлом году ко мне обратились из издательства «АСТ» с предложением написать книгу. На ее создание ушло, что интересно, девять месяцев, и в конце минувшей зимы я сдала толстенькую рукопись. Сейчас книга в работе — надеюсь подержать ее в руках уже в этом году.

А кто в основном составляет вашу аудиторию — профессионалы, работающие с языком (корректоры, редакторы, копирайтеры и т. д.), или непрофессионалы?

Юлия Вихлянская: Чтобы лучше знать свою аудиторию, я провожу среди подписчиков ежегодный опрос. На сегодняшний день статистика такая: профессионально работает со словом треть моих читателей, немало и тех, кто занят в сфере образования, — они составляют четвертую часть аудитории. Обо всех подписчиках можно сказать, что это люди, которые интересуются жизнью языка и хотят подтянуть свою грамотность.

Расскажите, пожалуйста, о своем образовании и послужном списке. Какие именно тексты вы корректируете по работе?

Юлия Вихлянская: Я получила высшее филологическое образование в Тюменском государственном университете. В моей сфере, как и в любой другой, процесс образования бесконечен — я постоянно читаю профильную литературу, научные статьи и блоги коллег, слежу за нововведениями.

Тексты, поступающие ко мне на проверку, можно разделить на три основные категории. Первая — это художественная литература. Я работаю с двумя детскими издательствами, с моей помощью издано более тридцати книг. Периодически ко мне обращаются авторы, публикующие свои произведения без участия издательств. Вторая категория — контент-агентства, создающие текстовую составляющую для крупного бизнеса. В третью категорию входят непосредственно бизнес-заказчики, ведущие свою деятельность в самых разных сферах. Есть на обслуживании и несколько блогеров, которые очень ответственно относятся к качеству своего контента.

Как же вам удается делать так много постов? Это же огромный труд! Сколько времени в день в среднем уходит на блог?

Юлия Вихлянская: На блог у меня уходит не много времени, а очень много.

Чтобы выдать что-то в эфир, я, даже будучи уверенной в своих посылах, сверяюсь с несколькими авторитетными источниками. Порой на одну заметку уходит два часа. К тому же я стараюсь, чтобы мои читатели не заскучали, а творческое вдохновение по щелчку, как правило, не приходит — на серию забавных викторин может уйти и час, и два.

«Вредный корректор» — это не только поток постов, но и чат, в котором собралось дружное сообщество. Люди обсуждают друг с другом самые разные темы — от запятых и тире до способов приготовления борща. И временами ссорятся. Все сообщения, а их бывают сотни, я читаю, отвечаю на вопросы, урезониваю драчунов. Это тоже требует времени. В общем, ведение блога можно смело назвать полноценной работой.

Как вы думаете, почему ваш блог пользуется таким невероятным успехом? Неужели сейчас такой запрос на грамотность? С чем он связан?

Юлия Вихлянская: Большинство людей, окончив школу, считают, что прошли полный курс русского языка. Это не так. Множество нюансов орфографии, пунктуации, грамматики, стилистики остаются за рамками школьной программы. Попадая в мой блог, многие поначалу приходят в отчаяние: был уверен в своей грамотности на все сто, а оказалось, я чуть ли не безграмотный. Конечно, у большинства моих читателей с грамотностью все в порядке — я специально создаю каверзные задания, чтобы приносить им открытия, переворачивать их сознание.

Стоит упомянуть, что 85 % моих читателей — это люди старше 35 лет. Правила, выученные в школе, со временем забываются, а формат, который предлагают каналы вроде моего, позволяет читателям поддерживать и приумножать свои знания.

Кстати, о формате. Бо́льшая часть заметок в моем блоге выходит под хештегом #познатьза60секунд. Раньше способов познания между делом, пожалуй, и не было, а сейчас читатели могут в доступной, часто игровой форме встряхнуть свои запылившиеся знания и пополнить их запас. Возможно, перед нами тот случай, когда предложение определило спрос.

А как вы относитесь к возможностям ИИ в отношении корректорской проверки текста? Проверяли ли вы их? Если да, то есть ли какие-то правила русского языка, с которыми ИИ пока не справляется?

Юлия Вихлянская: Опыт общения с чат-ботом показал, что этот парень — фабрика по производству цифровой лапши. Каждое его слово нужно перепроверять, и в результате времени на работу уходит вдвое больше.

Реальную пользу несут сервисы проверки текста вроде «Орфограммки». Вычитку я осуществляю в несколько этапов, и один из них — проверка на этой платформе. Программа четко определяет, где должна быть буква «ё» (для детских книг это важно), неплохо находит опечатки и повторы. Однако многих ошибок она не замечает и склонна давать вредные советы — например, рекомендует поставить запятую там, где она не нужна.

В общем, пока что ИИ — помощник мастера, но не сам мастер, и слепо доверять ему не сто́ит.

Много времени в блоге вы посвятили подготовке читателей к Тотальному диктанту и разбору ошибок после. Я думаю, вы вдохновили многих читателей своего блога принять участие в ТД. Вы как-то с ним связаны?

Юлия Вихлянская: В Тотальном диктанте я впервые приняла участие в 2013 году и с тех пор участвую ежегодно. Для меня это не просто праздник грамотности и способ проверить свои силы — это источник знаний. Дело в том, что некоторые пунктуационные ситуации правилами не описаны вообще либо описаны расплывчато, и эксперты ТД, случается, закрывают острейшие вопросы. Нижайший им за это поклон. К тому же тексты диктантов — отличная база для упражнений в блоге. Так что мою связь с Тотальным диктантом можно назвать одним словом — это любовь.

Есть ли у вас любимые истории, связанные с работой? Например, уникальное правило, ради которого пришлось перелопатить «Русскую грамматику»?

Юлия Вихлянская: Как я уже упомянула, прежде чем делать какое-либо заявление, я сверяюсь с авторитетными источниками. Действительно, бывают заковыристые случаи, когда нужно основательно покопаться. Вот некоторые из таких:

•Мероприятия розыскные или разыскные?

•Молоко вдвойне вкусней или вдвое?

•Белок (легко)усваиваемый или (легко)усвояемый?

•Подождём, пока наступит ночь. Или пока не наступит?

•Скучаю по вам или по вас?

Не так давно мы наконец-то разобрались, как правильно — возможности ограничены или ограниченны? Тут нам помогли лингвисты, опубликовавшие новое правило на портале «АКАДЕМОС». Спойлер: возможности ограничены.

В чем для вас главный, простите, фан этой профессии? Что вас мотивирует?

Юлия Вихлянская: Эффект «до/после». Мне нравится, что под моей рукой шероховатости исчезают, текст совершенствуется и становится гораздо более читабельным. Мои клиенты это высоко ценят, а наши читатели просто радуются качественным произведениям.

Если же говорить о блоге, то мощнейшая мотивация — это отзывы моих читателей. Мне говорят такие добрые слова, так искренне благодарят, что, бывает, навернется слеза. Возможностей сделать мир лучше у меня не много, и эта, пожалуй, самая доступная.

Сейчас прозвучит некорректный вопрос, но, думаю, ответ на него интересует всех читателей: удается ли зарабатывать на блоге? Это же огромный труд!

Юлия Вихлянская: Одному редактору толстого глянцевого журнала понадобился корректор. Редактор не пошел на hh.ru или на фрилансерские сервисы — он открыл «Телеграм» и набрал в строке поиска «корректор». На первом месте выдачи оказался мой канал, и теперь редакция этого журнала состоит в числе моих постоянных клиентов. Этот случай не единичный.

Еще один способ монетизации канала — платная реклама. Когда число подписчиков в блоге перевалило за тысячу, ко мне постучались первые рекламодатели. До недавнего времени реклама в блоге приносила мне кое-какой доход, но сейчас на этом направлении установилось затишье. Похоже, пора задать своим усилиям другой вектор. Подумываю на основе интересных случаев из практики написать курс по грамматике и стилистике и продавать его. Надеюсь, мои читатели будут рады такой покупке.

В коллективном сознании все блогеры — бизнесмены, которые занимаются развитием своего бизнеса. Конечно, вас нельзя сравнивать с теми, кто постит сумочки из ЦУМа и делает распаковки боксов от косметических компаний, но интересно все же узнать: есть ли у вас цель, стратегия развития или хотя бы мечта в отношении блога?

Юлия Вихлянская: Ну, выбирать сумочки и делать распаковки тоже нужно уметь. Я вот, например, в этой области совершенный профан.

Каких-то радикальных перемен в блоге пока не планирую. Потихоньку работаю над приростом аудитории, курс вот затеяла написать. Еще есть задумка выделить одну из рубрик в отдельный блог — вижу, эта тематика востребована среди рекламодателей. Вообще, идей хватает, да со временем напряженно. Хотя удается же писателям выдавать по роману в год — видимо, прежде всего мне нужно заняться самодисциплиной.

И последнее — поделитесь с нами каким-нибудь бьюти-рецептом для красоты текстов, вы же все-таки популярный блогер!

Юлия Вихлянская: К базовым составляющим добротного текста я отношу ясность мысли, последовательность изложения, удачный ритм. Если посыл автора неясен, логика ускользает, а композиция уныло-монотонная, о красоте говорить не приходится.

Одно из самых частых исправлений, которые я вношу в текст, — это изменение порядка слов: ставлю на место смещенное логическое ударение, устраняю неоднозначные смысловые связи.

Бывает, предлагаю автору переставить слова или заменить их на другие только для того, чтобы улучшить ритм или исключить неблагозвучие. Выявить, насколько читабельным оказалось то, что мы написали, помогает чтение вслух: если язык не заплетается, речь течет плавно и бодро — уже хорошо.

Для визуального восприятия важную роль играет оформление. Если хотите, чтобы ваше произведение смотрелось достойно, делите его на абзацы, используйте «кавычки-елочки», не ставьте лишних пробелов. И конечно, не путайте дефис и тире.


Корректуру этого текста осуществила Юлия Вихлянская.

На просьбу рассказать о себе она ответила:

Я родилась в райцентре Свердловской области. Когда мне было пять лет, бабушка научила меня читать, а когда исполнилось шесть — записала меня в библиотеку.

В школе я была отличницей, а свою первую четвёрку получила, когда в первом классе написала на диктанте слово «мороз» через «а». Тогда мама сказала мне очень ценные слова:

— Ты же без перерыва читаешь. Смотришь в книгу — видишь фигу?

И я стала читать не только поглощая содержание, но и обращая пристальное внимание на форму.

С тех пор прошло много лет, таким способом я прочла множество книг (и это, я думаю, помогло мне стать спецом в моём нынешнем деле). После школы я уехала в Тюмень, получила там высшее филологическое образование и осталась жить.

Сейчас мне 52 года, недавно отпраздновали с мужем 30-летие со дня свадьбы, у нас есть дочь-студентка. Все вместе любим автопутешествия и регулярно устраиваем малые, большие и грандиозные автотуры. В прошлом году мы доехали до Карелии, а этим летом собираемся с друзьями в Горный Алтай.

Я веган с двухлетним стажем и пацифист. Не приемлю насилия ни в каком виде, любая агрессия выводит меня из равновесия — даже повышенные тона в чате канала. Всей семьёй мы любим животных — сейчас у нас живёт кот Платон из «Потеряшек».