Текст: Дмитрий Шеваров/РГ
- Весь мир на ладони войны,
- Покажи ей кулак.
- Александр Башлачёв, 1987
В мае я был в городе, где прошла наша студенческая юность. Тогда он назывался Свердловском. В начале 1980-х там под непременным на Первомай снегом ходил Саша Башлачёв – вернее, летал своей стремительной побежкой, замотанный длиннющим вязаным шарфом.
От Большакова до Ленина, от Ленина до Сакко и Ванцетти, а оттуда – на вокзал, на поезд № 193 «Свердловск – Ленинград», которым Саша добирался в каникулы до родного Череповца. А после каникул все мы, журфаковцы, встречались в конце лета на привокзальной площади под варежкой гранитного сталевара. Так и говорили: «Встречаемся под варежкой». А оттуда на электричку и на весь сентябрь в совхоз, в деревню Подгорную, просторно раскинувшуюся под Титечной горой.
Здесь, в Свердловске, Башлачёв прожил пять лет из своих 27, здесь он родился как поэт, но Екатеринбург об этом не помнит. Помнят лишь те, кто помнит Сашу. Но люди – не гранит, они уходят. Почему бы на широкой груди нашей alma mater – на фасаде Уральского университета – не повесить скромную, как нашивка за ранение, табличку: «Здесь с 1978 по 1983 год учился СашБаш»? Или хотя бы на студенческом общежитии на Большакова-79?
Со дня гибели Саши прошли долгие 37 лет, но и сегодня русская поэзия не оправилась от этой раны. Что уж говорить о нас, о тех, кто его знал. Боль не проходит. И это правильно. Ведь Саша считал, что именно через боль и страдание в человеке рождается душа. «Боль» – ключевое слово для поэзии Башлачёва. «Объясни – я люблю оттого, что болит, или это болит оттого, что люблю…»
Саша с пониманием, без всякого раздражения относился к тем людям старшего поколения, кто считал рок чуждым музыкальным направлением, коварно навязанным с Запада. Тогда, в середине 1980-х, на рокеров гневно ополчились и Валентин Распутин, и Георгий Свиридов, и Сашин земляк Василий Иванович Белов, и многие другие замечательные люди. Саша тихо, не повышая голоса, предлагал им не обращать внимания на пошлых эпигонов западных «рок-звезд», а вглядеться в суть явления. Он считал, что корни славянского рока в духовных песнопениях калик перехожих, в деревенских плачах: «Рок… это – плач, а плачут во все времена, во всех странах, и с самого раннего детства». Позднее к такому же выводу пришел Пётр Мамонов.
Своей горькой и высокой судьбой Саша навсегда зарифмовал русский рок со словом «пророк».
СОБЫТИЯ
27 мая в Череповце пройдет рок-фестиваль «Время колокольчиков», посвященный творчеству Александра Башлачёва.
В московском музее М.Ю. Лермонтова открылась выставка «Александр Башлачёв. Часовой всех времён»:
31 мая в Московском университете имени А.С. Грибоедова состоится научная конференция «Слово и музыка Александра Башлачёва».
МОНОЛОГ
(из бесед и интервью разных лет)
О поэзии и песнях
Когда мне было три года, я написал свое первое стихотворение, о лётчике. С тех пор продолжал писать.
А почему человек начинает обычно сочинять песни? Я полагаю – только потому, что он живёт, живёт, и вдруг понимает, что ему хотелось бы слушать такие песни, которых нет. Или видеть картины, или смотреть спектакль. И человек думает: «Почему же до сих пор никто этого не сделал?" А потом думает: «А почему бы мне не сделать это самому?»
Каждую песню надо оправдать жизнью. Каждую песню надо обязательно прожить.
Всё, что сделано без любви, не нужно жизни… Жизнь есть жизнь, и она не простит тех, кто думает о ней плохо. Только тех она не простит. Жизнь своё возьмет. И поэтому мне не нужны песни, в которых я не слышу любви. Это пустые песни, даром убитое время, даром прожжённая жизнь.
Вот перед тобой песня. И раз ты её понял, значит, твоя душа захватила пространство и стала больше, то есть душа твоя растёт. А вот потом, когда человек поймёт, что он не просто индивидуальность, данность какая-то, а часть всего, когда душа рванёт из тела...
О душе
Как только человек начинает чувствовать боль, он сразу начинает бояться этой боли. Это талант, талант-то в нём режется, душа в нём режется.
Главное, чтобы пела душа. А там будет видно, какая твоя душа. Ты не думай о том, как это – петь, заставь петь свою душу, и всё. Как бы она ни спела, это окажется верным. Если она будет брать чистые ноты, и ты не будешь ей мешать.
А душа у тебя болит потому, что она чувствует, что она не на месте, и ей надо найти своё место. А ты её глушишь, не слышишь. А она всё равно не уйдет, всё равно, в конце концов, раскаешься. Дай Бог, чтоб было не поздно, потому что это трагедия – не услышать вовремя душу.
Я не верю тем людям, кто не страдал. И даже тем, кто очень страдал. Тут вопрос в том, что кровь льется либо напрасно, либо нет. И если даже собственная кровь с человека льётся как с гуся беда, ты ничего не понял в жизни. Ты не извлек урока, твои страдания бессмысленны. А всё через страдание – когда душа болит, значит, она работает.
Истину знает душа. И пытается тебе сообщить каждый день с утра до вечера. А ты должен её слушать, она тебе всё скажет, всё даст, даст силы любовью. Твоей же любовью. Чем больше ты отдашь ей, тем больше будет даваться тебе – чтоб больше отдавал.
О своем времени
Нужно туже вязать ту нить времени, ту, которая связывает каждого из нас со всеми и со своим временем. Если ты ее потеряешь, то всё. А собственно, любой нечестный поступок, любая спекуляция ведет к потере.
О смысле жизни
Тесто же бывает совершенно разное, смотря для чего – пирожок испечь, или блины, или белый хлеб, или черный. Всё это нужно в жизни. Но в основе все равно зерно. И любовь есть зерно, а все остальное зависит от того, какую задачу ты перед собой ставишь. И надо понять, какая задача перед тобой стоит, какая дорога тебя ведет, куда тебя дорога ведет. Она же тебя именно ведет, ведет за душу. Как тебя мама за руку ведет, так и дорога ведет тебя за душу. И ты иди, шагай.
Что такое свет и тьма? Тут очень легко можно разобраться. Всё, что впереди тебя, – это всегда свет. Сначала ты пройдешь половину пути через тьму. Потом ты получишь ровно столько же света.
Тень – она всегда сзади. Если ты обернёшься, сзади будет тьма, а впереди всегда будет свет. Понимаешь, о чём речь?.. То место, по которому ты идёшь, всегда тьма. Свет всегда впереди. Граница проходит прямо по твоим ногам. Если ты шагнул, ты шагнул во тьму, но одновременно ты её и одолел.
Почему любой удар ты должен принимать как великий дар? Потому что, если меня ударило, я должен знать, что это – удар судьбы. И его важно понять. Понять, для чего нужна эта жертва. Любой удар – тебе в спину, и не нужно оборачиваться, выяснять и сводить счёты, не нужно, не стоит.
Надо показать, что у тебя чистые руки, чтоб тебе можно было что-то вложить. Иначе тебе никто ничего не вложит, потому что душа откажется, твоя же душа. Она тебя будет сначала заставлять вымыть руки, и только потом она тебе что-то в них даст.
А ты всегда пытаешься что-то цапнуть, она не даёт – значит, ты цапаешь чужое, раз она тебе своё не дает. Это естественно. Значит, ты берёшь чужое. А чужое в твоих руках никогда не будет живым, оно сразу мертвеет.
Я скажу, что живу в мире, где нет одной волшебной палочки на всех, у каждого она своя. И если бы все это поняли, мы смогли бы его изменить. Мир стал бы для каждого таким прекрасным, какой он и есть на самом деле.
Жизнь так прекрасна, жизнь так велика, что ее никогда никто не выговорит.
О любви
Я стараюсь не врать ни в песнях, ни в жизни, я стараюсь не предать любовь. Это самая страшная потеря – потеря любви, любви к миру, к себе, к людям, к жизни. Я это только обретаю. Я жил всю жизнь больным человеком, темным, слепым, глухим. Я очень много не понимал.
Ты должен делать то, что ты любишь. Любить то, что ты любишь в этой жизни, и об этом петь. Ты не можешь врать в любви. Любовь и ложь – несовместимые вещи. Если я люблю, я стараюсь находить те слова, которыми мне не стыдно говорить о своей любви.
Ты должен заразить своей любовью людей, дать понять людям, плохим людям, что они тоже хорошие, только ещё не знают об этом.
Если любишь постоянно, с утра до вечера, каждую секунду, это просто то, что даёт тебе счастье, даёт тебе силы жить, силы радоваться. И быть нормальным, открытым, честным человеком. Это единственная вещь, которая всегда с тобой. Тебе должно быть стыдно делать дурной поступок, потому что любовь всегда с тобой, как ты можешь её обмануть, глушить в себе жизнь. Глушить талант, то, что у тебя болит, то, что тебя беспокоит…
О своей стране
Я говорю о себе, потому что я очень люблю жизнь, люблю страну, в которой живу, и не мыслю себе жизни без неё и без тех людей, которых я просто вижу. Я всех люблю на самом деле, даже тех, кого ненавижу. Едва ли я смогу изменить их своими песнями, я отдаю себе в этом отчет. Но ничего не проходит бесследно. И пусть это будет капля в море, но это будет моя капля.
Что бы я сказал американцам?.. Я никогда не думал об этом. Я знаю, что и там нашлись бы люди, которые поняли бы меня, и те, которые точно так же не поняли бы… Америка – это очень далеко, и я туда никогда не попаду и… Я рад, что я живу в России, и дай Бог мне здесь умереть. Здесь очень весело, на самом деле.
ПОДРОБНОСТИ
Из воспоминаний Дмитрия Ревякина:
Он пел, и у него колокольчики были на правой руке… Это был даже не концерт, а проповедь какая-то. Помимо искренности, чувствовалось, что за ним стоит что-то весомое, которое словами не передать. Какие-то ангелы в этот момент присутствовали… Полумрак, свечи горят, Саша поёт, и люди внимают. Тогда еще люди умели слушать…
* * *
Из воспоминаний Марины Тимашевой:
Саша говорил о том дне, когда взорвался реактор. Он будто в этот день сидел с друзьями на даче под Питером, был жаркий день, пели птички, голубое небо, — и вдруг он услышал звук трубы. И именно в этот момент, как потом узнал, в Чернобыле рванул реактор…
НА СНИМКЕ:
ПЕСНИ АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЁВА
Абсолютный вахтер
- Этот город скользит и меняет названья.
- Этот адрес давно кто-то тщательно стер.
- Этой улицы нет, а на ней нету зданья,
- Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер.
- Он отлит в ледяную, нейтральную форму.
- Он тугая пружина. Он нем и суров.
- Генеральный хозяин тотального шторма
- Гонит пыль по фарватеру красных ковров.
- Он печатает шаг, как чеканят монеты.
- Он обходит дозором свой архипелаг.
- Эхо гипсовых горнов в пустых кабинетах
- Вызывает волнение мертвых бумаг.
- Алый факел — мелодию белой темницы —
- Он несет сквозь скупую гармонию стен.
- Он выкачивает звуки резиновым шприцем
- Из колючей проволоки наших вен.
- В каждом гимне — свой долг, в каждом марше — порядок.
- Механический волк на арене лучей.
- Безупречный танцор магаданских площадок.
- Часовой диск-жокей бухенвальдских печей.
- Лакированный спрут, он приветлив и смазан,
- И сегодняшний бал он устроил для вас.
- Пожилой патефон, подчиняясь приказу,
- Забирает иглой ностальгический вальс.
- Бал на все времена! Ах, как сентиментально…
- И паук — ржавый крест — спит в золе наших звезд.
- И мелодия вальса так документальна,
- Как обычный арест, как банальный донос.
- Как бесплатные танцы на каждом допросе,
- Как татарин на вышке, рванувший затвор.
- Абсолютный Вахтер — ни Адольф, ни Иосиф, —
- Дюссельдорфский мясник да пскопской живодер.
- Полосатые ритмы синкопой на пропуске.
- Блюзы газовых камер и свинги облав.
- Тихий плач толстой куклы, разбитой при обыске,
- Бесконечная пауза выжженных глав.
- Как жестоки романсы патрульных уставов
- И канцонов концлагерных нар звукоряд.
- Бьются в вальсе аккорды хрустящих суставов,
- И решетки чугунной струною звенят.
- Вой гобоев ГБ в саксофонах гестапо,
- И все тот же калибр тех же нот на листах.
- Эта линия жизни — цепь скорбных этапов
- На незримых и призрачных жутких фронтах.
- Абсолютный Вахтер — лишь стерильная схема,
- Боевой механизм, постовое звено.
- Хаос солнечных дней ночь приводит в систему
- Под названьем…
- да, впрочем, не все ли равно.
- Ведь этот город скользит и меняет названья…
- Апрель 1985
Всё будет хорошо
- Как из золота ведра
- каждый брал своим ковшом
- Всё будет хорошо
- Ты только не пролей
- Страшно, страшно
- А ты гляди смелей
- Гляди да веселей
- Как из золота зерна
- каждый брал на каравай
- Всё будет хорошо
- Велика казна
- Только, только
- Ты только не зевай, бери да раздавай
- Но что-то белый свет в крови
- Да что-то ветер за спиной
- Всем сестрам — по любви
- Ты только будь со мной
- Да только ты живи
- Только не бывать пусту
- Ой да месту святому
- Всем братьям — по кресту виноватому
- Только, только подмоги не проси
- Прими и донеси
- И поутру споет трубач
- Песенку твоей души
- Всё будет хорошо
- Только ты не плачь
- Скоро, скоро
- Ты только не спеши
- Ты только не спеши
- Декабрь 1985
Тесто
- Когда злая стужа снедужила душу
- И люта метель отметелила тело,
- Когда опустела казна,
- И сны наизнанку, и пах нараспашку —
- Да дыши во весь дух и тяни там, где тяжко —
- Ворвется в затяжку весна.
- Зима жмёт земное. Все вести — весною.
- Секундой — по векам, по пыльным сусекам —
- Хмельной ветер верной любви.
- Тут дело не ново — словить это Слово,
- Ты снова, и снова, и снова — лови.
- Тут дело простое — нет тех, кто не стоит,
- Нет тех, кто не стоит любви.
- Да как же любить их — таких неумытых,
- Да бытом пробитых, да потом пропитых?
- Да ладно там — друга, начальство, коллегу,
- Ну ладно, случайно утешить калеку,
- Дать всем, кто рискнул попросить.
- А как всю округу — чужих, неизвестных,
- Да так — как подругу, как дочь, как невесту,
- Да как же, позвольте спросить?
- Тут дело простое — найти себе место
- Повыше, покруче. Пролить темну тучу
- До капли грозою — горючей слезою —
- Глянь, небо какое!
- Сорвать с неба звёзды пречистой рукою,
- Смолоть их мукою
- И тесто для всех замесить.
- А дальше — известно. Меси свое тесто
- Да неси свое тесто на злобное место —
- Пускай подрастёт на вожжах.
- Сухими дровами — своими словами,
- Своими словами держи в печке пламя,
- Да дракой, да поркой — чтоб мякиш стал коркой,
- Краюхой на острых ножах.
- И вот когда с пылу, и вот когда с жару —
- Да где брал он силы, когда убежал он?! —
- По торной дороге и малой тропинке
- Раскатится крик Колобка,
- На самом краю овражины-оврага,
- У самого гроба казенной утробы,
- Как пар от парного, горячего слова,
- Гляди, не гляди— не заметите оба —
- Подхватит любовь и успеет во благо,
- Во благо облечь в облака.
- Но все впереди, а пока еще рано,
- И сердце в груди не нашло свою рану,
- Чтоб в исповеди быть с любовью на равных
- И дар русской речи беречь.
- Так значит жить и ловить это Слово упрямо,
- Душой не кривить перед каждою ямой,
- И гнать себя дальше — все прямо да прямо,
- Да прямо — в великую печь!
- Да что тебе стужа — гони свою душу
- Туда, где все окна не внутрь, а наружу.
- Пусть время пройдётся метлою по телу.
- Посмотрим, чего в рукава налетело.
- Чего только не нанесло!
- Да не спрячешь души — беспокойное шило.
- Так живи — не тужи, да тяни свою жилу,
- Туда, где пирог только с жару и с пылу,
- Где каждому, каждому станет светло…
- Декабрь 1985
На жизнь поэтов
- Поэты живут. И должны оставаться живыми.
- Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.
- Поэты в миру оставляют великое имя,
- затем, что у всех на уме — у них на языке.
- Но им все трудней быть иконой в размере оклада.
- Там, где, судя по паспортам — все по местам.
- Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада
- По чистым листам, где до времени — всё по устам.
- Поэт умывает слова, возводя их в приметы,
- подняв свои полные ведра внимательных глаз.
- Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта.
- И за семерых отмеряет. И режет — эх, раз, еще раз!
- Как вольно им петь. И дышать полной грудью на ладан…
- Святая вода на пустом киселе неживой.
- Не плачьте, когда семь кругов беспокойного лада
- Пойдут по воде над прекрасной шальной головой.
- Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
- Прорвется к перу то, что долго рубить и рубить топорам.
- Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия.
- К ним Бог на порог. Но они верно имут свой срам.
- Поэты идут до конца. И не смейте кричать им: — Не надо!
- Ведь Бог… Он не врёт, разбивая свои зеркала.
- И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада
- глядят Ему в рот, разбегаясь калибром ствола.
- Шатаясь от слез и от счастья смеясь под сурдинку,
- свой вечный допрос они снова выводят к кольцу.
- В быту тяжелы. Но однако легки на поминках.
- Вот тогда и поймем, что цветы им, конечно, к лицу.
- Не верьте концу. Но не ждите иного расклада.
- А что там было в пути? Метры, рубли…
- Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
- позволят идти, наконец, не касаясь земли.
- Ну вот, ты — поэт… Еле-еле душа в чёрном теле.
- Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
- Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
- Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.
- Не жалко распять, для того, чтоб вернуться к Пилату.
- Поэта не взять всё одно ни тюрьмой, ни сумой.
- Короткую жизнь — семь кругов беспокойного лада —
- поэты идут. И уходят от нас на восьмой.
- Январь 1986
За помощь в подготовке этой публикации благодарю Елену Николаевну Башлачёву, младшую сестру поэта.