26.05.2025
В этот день родились

Александр Башлачёв

65 лет назад, 27 мая 1960 года, в Череповце родился Александр Башлачёв

Александр Башлачёв, 1987 год, фото  Игоря Мухина / ru.wikipedia.org
Александр Башлачёв, 1987 год, фото Игоря Мухина / ru.wikipedia.org

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

  • Весь мир на ладони войны,
  • Покажи ей кулак.
  • Александр Башлачёв, 1987

В мае я был в городе, где прошла наша студенческая юность. Тогда он назывался Свердловском. В начале 1980-х там под непременным на Первомай снегом ходил Саша Башлачёв – вернее, летал своей стремительной побежкой, замотанный длиннющим вязаным шарфом.

От Большакова до Ленина, от Ленина до Сакко и Ванцетти, а оттуда – на вокзал, на поезд № 193 «Свердловск – Ленинград», которым Саша добирался в каникулы до родного Череповца. А после каникул все мы, журфаковцы, встречались в конце лета на привокзальной площади под варежкой гранитного сталевара. Так и говорили: «Встречаемся под варежкой». А оттуда на электричку и на весь сентябрь в совхоз, в деревню Подгорную, просторно раскинувшуюся под Титечной горой.

Здесь, в Свердловске, Башлачёв прожил пять лет из своих 27, здесь он родился как поэт, но Екатеринбург об этом не помнит. Помнят лишь те, кто помнит Сашу. Но люди – не гранит, они уходят. Почему бы на широкой груди нашей alma mater – на фасаде Уральского университета – не повесить скромную, как нашивка за ранение, табличку: «Здесь с 1978 по 1983 год учился СашБаш»? Или хотя бы на студенческом общежитии на Большакова-79?

Со дня гибели Саши прошли долгие 37 лет, но и сегодня русская поэзия не оправилась от этой раны. Что уж говорить о нас, о тех, кто его знал. Боль не проходит. И это правильно. Ведь Саша считал, что именно через боль и страдание в человеке рождается душа. «Боль» – ключевое слово для поэзии Башлачёва. «Объясни – я люблю оттого, что болит, или это болит оттого, что люблю…»

Саша с пониманием, без всякого раздражения относился к тем людям старшего поколения, кто считал рок чуждым музыкальным направлением, коварно навязанным с Запада. Тогда, в середине 1980-х, на рокеров гневно ополчились и Валентин Распутин, и Георгий Свиридов, и Сашин земляк Василий Иванович Белов, и многие другие замечательные люди. Саша тихо, не повышая голоса, предлагал им не обращать внимания на пошлых эпигонов западных «рок-звезд», а вглядеться в суть явления. Он считал, что корни славянского рока в духовных песнопениях калик перехожих, в деревенских плачах: «Рок… это – плач, а плачут во все времена, во всех странах, и с самого раннего детства». Позднее к такому же выводу пришел Пётр Мамонов.

Своей горькой и высокой судьбой Саша навсегда зарифмовал русский рок со словом «пророк».

СОБЫТИЯ

27 мая в Череповце пройдет рок-фестиваль «Время колокольчиков», посвященный творчеству Александра Башлачёва.

В московском музее М.Ю. Лермонтова открылась выставка «Александр Башлачёв. Часовой всех времён»:

31 мая в Московском университете имени А.С. Грибоедова состоится научная конференция «Слово и музыка Александра Башлачёва».

МОНОЛОГ

(из бесед и интервью разных лет)

О поэзии и песнях

Когда мне было три года, я написал свое первое стихотворение, о лётчике. С тех пор продолжал писать.

А почему человек начинает обычно сочинять песни? Я полагаю – только потому, что он живёт, живёт, и вдруг понимает, что ему хотелось бы слушать такие песни, которых нет. Или видеть картины, или смотреть спектакль. И человек думает: «Почему же до сих пор никто этого не сделал?" А потом думает: «А почему бы мне не сделать это самому?»

Каждую песню надо оправдать жизнью. Каждую песню надо обязательно прожить.

Всё, что сделано без любви, не нужно жизни… Жизнь есть жизнь, и она не простит тех, кто думает о ней плохо. Только тех она не простит. Жизнь своё возьмет. И поэтому мне не нужны песни, в которых я не слышу любви. Это пустые песни, даром убитое время, даром прожжённая жизнь.

Вот перед тобой песня. И раз ты её понял, значит, твоя душа захватила пространство и стала больше, то есть душа твоя растёт. А вот потом, когда человек поймёт, что он не просто индивидуальность, данность какая-то, а часть всего, когда душа рванёт из тела...

О душе

Как только человек начинает чувствовать боль, он сразу начинает бояться этой боли. Это талант, талант-то в нём режется, душа в нём режется.

Главное, чтобы пела душа. А там будет видно, какая твоя душа. Ты не думай о том, как это – петь, заставь петь свою душу, и всё. Как бы она ни спела, это окажется верным. Если она будет брать чистые ноты, и ты не будешь ей мешать.

А душа у тебя болит потому, что она чувствует, что она не на месте, и ей надо найти своё место. А ты её глушишь, не слышишь. А она всё равно не уйдет, всё равно, в конце концов, раскаешься. Дай Бог, чтоб было не поздно, потому что это трагедия – не услышать вовремя душу.

Я не верю тем людям, кто не страдал. И даже тем, кто очень страдал. Тут вопрос в том, что кровь льется либо напрасно, либо нет. И если даже собственная кровь с человека льётся как с гуся беда, ты ничего не понял в жизни. Ты не извлек урока, твои страдания бессмысленны. А всё через страдание – когда душа болит, значит, она работает.

Истину знает душа. И пытается тебе сообщить каждый день с утра до вечера. А ты должен её слушать, она тебе всё скажет, всё даст, даст силы любовью. Твоей же любовью. Чем больше ты отдашь ей, тем больше будет даваться тебе – чтоб больше отдавал.

О своем времени

Нужно туже вязать ту нить времени, ту, которая связывает каждого из нас со всеми и со своим временем. Если ты ее потеряешь, то всё. А собственно, любой нечестный поступок, любая спекуляция ведет к потере.

О смысле жизни

Тесто же бывает совершенно разное, смотря для чего – пирожок испечь, или блины, или белый хлеб, или черный. Всё это нужно в жизни. Но в основе все равно зерно. И любовь есть зерно, а все остальное зависит от того, какую задачу ты перед собой ставишь. И надо понять, какая задача перед тобой стоит, какая дорога тебя ведет, куда тебя дорога ведет. Она же тебя именно ведет, ведет за душу. Как тебя мама за руку ведет, так и дорога ведет тебя за душу. И ты иди, шагай.

Что такое свет и тьма? Тут очень легко можно разобраться. Всё, что впереди тебя, – это всегда свет. Сначала ты пройдешь половину пути через тьму. Потом ты получишь ровно столько же света.

Тень – она всегда сзади. Если ты обернёшься, сзади будет тьма, а впереди всегда будет свет. Понимаешь, о чём речь?.. То место, по которому ты идёшь, всегда тьма. Свет всегда впереди. Граница проходит прямо по твоим ногам. Если ты шагнул, ты шагнул во тьму, но одновременно ты её и одолел.

Почему любой удар ты должен принимать как великий дар? Потому что, если меня ударило, я должен знать, что это – удар судьбы. И его важно понять. Понять, для чего нужна эта жертва. Любой удар – тебе в спину, и не нужно оборачиваться, выяснять и сводить счёты, не нужно, не стоит.

Надо показать, что у тебя чистые руки, чтоб тебе можно было что-то вложить. Иначе тебе никто ничего не вложит, потому что душа откажется, твоя же душа. Она тебя будет сначала заставлять вымыть руки, и только потом она тебе что-то в них даст.

А ты всегда пытаешься что-то цапнуть, она не даёт – значит, ты цапаешь чужое, раз она тебе своё не дает. Это естественно. Значит, ты берёшь чужое. А чужое в твоих руках никогда не будет живым, оно сразу мертвеет.

Я скажу, что живу в мире, где нет одной волшебной палочки на всех, у каждого она своя. И если бы все это поняли, мы смогли бы его изменить. Мир стал бы для каждого таким прекрасным, какой он и есть на самом деле.

Жизнь так прекрасна, жизнь так велика, что ее никогда никто не выговорит.

О любви

Я стараюсь не врать ни в песнях, ни в жизни, я стараюсь не предать любовь. Это самая страшная потеря – потеря любви, любви к миру, к себе, к людям, к жизни. Я это только обретаю. Я жил всю жизнь больным человеком, темным, слепым, глухим. Я очень много не понимал.

Ты должен делать то, что ты любишь. Любить то, что ты любишь в этой жизни, и об этом петь. Ты не можешь врать в любви. Любовь и ложь – несовместимые вещи. Если я люблю, я стараюсь находить те слова, которыми мне не стыдно говорить о своей любви.

Ты должен заразить своей любовью людей, дать понять людям, плохим людям, что они тоже хорошие, только ещё не знают об этом.

Если любишь постоянно, с утра до вечера, каждую секунду, это просто то, что даёт тебе счастье, даёт тебе силы жить, силы радоваться. И быть нормальным, открытым, честным человеком. Это единственная вещь, которая всегда с тобой. Тебе должно быть стыдно делать дурной поступок, потому что любовь всегда с тобой, как ты можешь её обмануть, глушить в себе жизнь. Глушить талант, то, что у тебя болит, то, что тебя беспокоит…

О своей стране

Я говорю о себе, потому что я очень люблю жизнь, люблю страну, в которой живу, и не мыслю себе жизни без неё и без тех людей, которых я просто вижу. Я всех люблю на самом деле, даже тех, кого ненавижу. Едва ли я смогу изменить их своими песнями, я отдаю себе в этом отчет. Но ничего не проходит бесследно. И пусть это будет капля в море, но это будет моя капля.

Что бы я сказал американцам?.. Я никогда не думал об этом. Я знаю, что и там нашлись бы люди, которые поняли бы меня, и те, которые точно так же не поняли бы… Америка – это очень далеко, и я туда никогда не попаду и… Я рад, что я живу в России, и дай Бог мне здесь умереть. Здесь очень весело, на самом деле.

ПОДРОБНОСТИ

Из воспоминаний Дмитрия Ревякина:

Он пел, и у него колокольчики были на правой руке… Это был даже не концерт, а проповедь какая-то. Помимо искренности, чувствовалось, что за ним стоит что-то весомое, которое словами не передать. Какие-то ангелы в этот момент присутствовали… Полумрак, свечи горят, Саша поёт, и люди внимают. Тогда еще люди умели слушать…

* * *

Из воспоминаний Марины Тимашевой:

Саша говорил о том дне, когда взорвался реактор. Он будто в этот день сидел с друзьями на даче под Питером, был жаркий день, пели птички, голубое небо, — и вдруг он услышал звук трубы. И именно в этот момент, как потом узнал, в Чернобыле рванул реактор…

НА СНИМКЕ:

ПЕСНИ АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЁВА

Абсолютный вахтер

  • Этот город скользит и меняет названья.
  • Этот адрес давно кто-то тщательно стер.
  • Этой улицы нет, а на ней нету зданья,
  • Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер.

  • Он отлит в ледяную, нейтральную форму.
  • Он тугая пружина. Он нем и суров.
  • Генеральный хозяин тотального шторма
  • Гонит пыль по фарватеру красных ковров.

  • Он печатает шаг, как чеканят монеты.
  • Он обходит дозором свой архипелаг.
  • Эхо гипсовых горнов в пустых кабинетах
  • Вызывает волнение мертвых бумаг.

  • Алый факел — мелодию белой темницы —
  • Он несет сквозь скупую гармонию стен.
  • Он выкачивает звуки резиновым шприцем
  • Из колючей проволоки наших вен.

  • В каждом гимне — свой долг, в каждом марше — порядок.
  • Механический волк на арене лучей.
  • Безупречный танцор магаданских площадок.
  • Часовой диск-жокей бухенвальдских печей.

  • Лакированный спрут, он приветлив и смазан,
  • И сегодняшний бал он устроил для вас.
  • Пожилой патефон, подчиняясь приказу,
  • Забирает иглой ностальгический вальс.

  • Бал на все времена! Ах, как сентиментально…
  • И паук — ржавый крест — спит в золе наших звезд.
  • И мелодия вальса так документальна,
  • Как обычный арест, как банальный донос.

  • Как бесплатные танцы на каждом допросе,
  • Как татарин на вышке, рванувший затвор.
  • Абсолютный Вахтер — ни Адольф, ни Иосиф, —
  • Дюссельдорфский мясник да пскопской живодер.

  • Полосатые ритмы синкопой на пропуске.
  • Блюзы газовых камер и свинги облав.
  • Тихий плач толстой куклы, разбитой при обыске,
  • Бесконечная пауза выжженных глав.

  • Как жестоки романсы патрульных уставов
  • И канцонов концлагерных нар звукоряд.
  • Бьются в вальсе аккорды хрустящих суставов,
  • И решетки чугунной струною звенят.

  • Вой гобоев ГБ в саксофонах гестапо,
  • И все тот же калибр тех же нот на листах.
  • Эта линия жизни — цепь скорбных этапов
  • На незримых и призрачных жутких фронтах.

  • Абсолютный Вахтер — лишь стерильная схема,
  • Боевой механизм, постовое звено.
  • Хаос солнечных дней ночь приводит в систему
  • Под названьем…

  • да, впрочем, не все ли равно.

  • Ведь этот город скользит и меняет названья…
  • Апрель 1985

Всё будет хорошо

  • Как из золота ведра
  • каждый брал своим ковшом
  • Всё будет хорошо
  • Ты только не пролей
  • Страшно, страшно
  • А ты гляди смелей
  • Гляди да веселей

  • Как из золота зерна
  • каждый брал на каравай
  • Всё будет хорошо
  • Велика казна
  • Только, только
  • Ты только не зевай, бери да раздавай

  • Но что-то белый свет в крови
  • Да что-то ветер за спиной
  • Всем сестрам — по любви
  • Ты только будь со мной
  • Да только ты живи

  • Только не бывать пусту
  • Ой да месту святому
  • Всем братьям — по кресту виноватому
  • Только, только подмоги не проси
  • Прими и донеси

  • И поутру споет трубач
  • Песенку твоей души
  • Всё будет хорошо
  • Только ты не плачь
  • Скоро, скоро
  • Ты только не спеши
  • Ты только не спеши
  • Декабрь 1985

Тесто

  • Когда злая стужа снедужила душу
  • И люта метель отметелила тело,
  • Когда опустела казна,
  • И сны наизнанку, и пах нараспашку —
  • Да дыши во весь дух и тяни там, где тяжко —
  • Ворвется в затяжку весна.

  • Зима жмёт земное. Все вести — весною.
  • Секундой — по векам, по пыльным сусекам —
  • Хмельной ветер верной любви.
  • Тут дело не ново — словить это Слово,
  • Ты снова, и снова, и снова — лови.
  • Тут дело простое — нет тех, кто не стоит,
  • Нет тех, кто не стоит любви.

  • Да как же любить их — таких неумытых,
  • Да бытом пробитых, да потом пропитых?
  • Да ладно там — друга, начальство, коллегу,
  • Ну ладно, случайно утешить калеку,
  • Дать всем, кто рискнул попросить.
  • А как всю округу — чужих, неизвестных,
  • Да так — как подругу, как дочь, как невесту,
  • Да как же, позвольте спросить?

  • Тут дело простое — найти себе место
  • Повыше, покруче. Пролить темну тучу
  • До капли грозою — горючей слезою —
  • Глянь, небо какое!
  • Сорвать с неба звёзды пречистой рукою,
  • Смолоть их мукою
  • И тесто для всех замесить.

  • А дальше — известно. Меси свое тесто
  • Да неси свое тесто на злобное место —
  • Пускай подрастёт на вожжах.
  • Сухими дровами — своими словами,
  • Своими словами держи в печке пламя,
  • Да дракой, да поркой — чтоб мякиш стал коркой,
  • Краюхой на острых ножах.

  • И вот когда с пылу, и вот когда с жару —
  • Да где брал он силы, когда убежал он?! —
  • По торной дороге и малой тропинке
  • Раскатится крик Колобка,
  • На самом краю овражины-оврага,
  • У самого гроба казенной утробы,
  • Как пар от парного, горячего слова,
  • Гляди, не гляди— не заметите оба —
  • Подхватит любовь и успеет во благо,
  • Во благо облечь в облака.

  • Но все впереди, а пока еще рано,
  • И сердце в груди не нашло свою рану,
  • Чтоб в исповеди быть с любовью на равных
  • И дар русской речи беречь.

  • Так значит жить и ловить это Слово упрямо,
  • Душой не кривить перед каждою ямой,
  • И гнать себя дальше — все прямо да прямо,
  • Да прямо — в великую печь!

  • Да что тебе стужа — гони свою душу
  • Туда, где все окна не внутрь, а наружу.
  • Пусть время пройдётся метлою по телу.
  • Посмотрим, чего в рукава налетело.
  • Чего только не нанесло!
  • Да не спрячешь души — беспокойное шило.
  • Так живи — не тужи, да тяни свою жилу,
  • Туда, где пирог только с жару и с пылу,
  • Где каждому, каждому станет светло…
  • Декабрь 1985

На жизнь поэтов

  • Поэты живут. И должны оставаться живыми.
  • Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.
  • Поэты в миру оставляют великое имя,
  • затем, что у всех на уме — у них на языке.

  • Но им все трудней быть иконой в размере оклада.
  • Там, где, судя по паспортам — все по местам.
  • Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада
  • По чистым листам, где до времени — всё по устам.

  • Поэт умывает слова, возводя их в приметы,
  • подняв свои полные ведра внимательных глаз.
  • Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта.
  • И за семерых отмеряет. И режет — эх, раз, еще раз!

  • Как вольно им петь. И дышать полной грудью на ладан…
  • Святая вода на пустом киселе неживой.
  • Не плачьте, когда семь кругов беспокойного лада
  • Пойдут по воде над прекрасной шальной головой.

  • Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
  • Прорвется к перу то, что долго рубить и рубить топорам.
  • Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия.
  • К ним Бог на порог. Но они верно имут свой срам.

  • Поэты идут до конца. И не смейте кричать им: — Не надо!
  • Ведь Бог… Он не врёт, разбивая свои зеркала.
  • И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада
  • глядят Ему в рот, разбегаясь калибром ствола.

  • Шатаясь от слез и от счастья смеясь под сурдинку,
  • свой вечный допрос они снова выводят к кольцу.
  • В быту тяжелы. Но однако легки на поминках.
  • Вот тогда и поймем, что цветы им, конечно, к лицу.

  • Не верьте концу. Но не ждите иного расклада.
  • А что там было в пути? Метры, рубли…
  • Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
  • позволят идти, наконец, не касаясь земли.

  • Ну вот, ты — поэт… Еле-еле душа в чёрном теле.
  • Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
  • Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
  • Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.

  • Не жалко распять, для того, чтоб вернуться к Пилату.
  • Поэта не взять всё одно ни тюрьмой, ни сумой.
  • Короткую жизнь — семь кругов беспокойного лада —
  • поэты идут. И уходят от нас на восьмой.
  • Январь 1986

За помощь в подготовке этой публикации благодарю Елену Николаевну Башлачёву, младшую сестру поэта.