Михаил Юрьевич Лермонтов был воспитан на семейных легендах о войнах, в которых участвовали его предки, его близкие. Двоюродный дед поэта, Афанасий Столыпин, участвовал в кампаниях 1806–1807 годов в Восточной Пруссии, когда русская армия действовала против Наполеона. Под Фридландом был тяжело ранен. В 1812 году командовал батареей лёгкой артиллерийской роты. Участвовал в Бородинском сражении. Тогда под ним убили лошадь. Сражался доблестно. Его наградой за эту битву стала золотая шпага «За храбрость».
Для многих из нас серьезное знакомство с великой поэзией начиналось со стихотворения «Бородино», которое стало классикой русской поэтической баталистики. Дядей, к которому обращается поэт в начале стихотворения, многие считают Афанасия Столыпина. Хотя есть и другие варианты. Еще один двоюродный дед поэта – Дмитрий Алексеевич Столыпин – смолоду служивший в гвардейской артиллерии, был последователем идей А.В. Суворова. Он участвовал почти во всех кампаниях, которые Россия вела, сражаясь с Бонапартом. А потом, будучи генерал-майором, участвовал в заседаниях тайных обществ. И умер в 1826 году, когда ему, возможно, угрожал арест.
Мы знаем презрительный лермонтовский скепсис по отношению к казенному патриотизму. Тем важнее для него было восхищение истинным героизмом воинов – и, прежде всего, героев 1812 года. Поэт родился в год взятия Парижа, через два года после Бородинской битвы. Все это для него близко, остро. Он и сам стал военным – отчасти поневоле, но сражался отважно и умело, не посрамив фамилии.
В 17 лет, через двадцатилетие после Отечественной войны, Лермонтов написал стихотворение «Два великана» — чуть менее известное, чем «Бородино», но тоже хрестоматийное. То есть — без него в России невозможно представить «воспитание чувств». Первая строка блистательна — «В шапке золота литого…». Как важно начать стихотворение с такого аккорда. И этот высокий тон поэт выдерживает до финала. Стихотворение величественно и занимательно, как былина. Во многом оно предвосхищает «Бородино», созданное через несколько лет. Хотя «Два великана» выдержаны в иной стилистике.
Это простые песенные хореи, Лермонтов здесь стилизует солдатскую песню. И с наслаждением и азартом использует фольклорные, даже сказочные образы: «за горами, за долами», «хвать за вражеский венец». Финал стихотворения по-лермонтовски романтичен — мы видим море, бурю. Сказочная история противостояния двух великанов завершается таинственно, сказка переходит в притчу. Лермонтов и в 17 лет мудр: он утверждает, что схватка двух великанов была неизбежной, они не могли не помериться силой («главами»). В этом – глубокое понимание истории.
При жизни Лермонтова стихотворение не печаталось. Первая публикация состоялась в 1842 году в герценовском журнале «Колокол». Впрочем, строки о великанах уже до этого знали многие. Дядя Лермонтова, Дмитрий Аркадьевич Столыпин, офицер, музыкант и философ, написал романс на эти стихи. А в ХХ веке Лермонтова стали читать внимательнее. Пришло его время. Это стихотворение вошло в школьную программу.
Два великана
- В шапке золота литого
- Старый русский великан
- Поджидал к себе другого
- Из далеких чуждых стран.
- За горами, за долами
- Уж гремел об нем рассказ
- И померяться главами
- Захотелось им хоть раз.
- И пришел с грозой военной
- Трехнедельный удалец,
- И рукою дерзновенной
- Хвать за вражеский венец.
- Но улыбкой роковою
- Русский витязь отвечал:
- Посмотрел — тряхнул главою…
- Ахнул дерзкий — и упал!
- Но упал он в дальнем море
- На неведомый гранит,
- Там, где буря на просторе
- Над пучиною шумит.
- 1832