20.07.2025
Light

Что читать этим летом. Личный выбор редакции

Редакция «Года Литературы» делится своими читательскими планами

Изображение создано при помощи нейросети Шедеврум
Изображение создано при помощи нейросети Шедеврум
Лето уже перевалило за экватор, но оставшегося времени более чем достаточно, чтобы реализовать что-нибудь из своих читательских планов или закрыть книжные долги. Рассказываем, что сотрудники «Года Литературы» хотели бы успеть прочитать, пока не пришла осень и длинный световой день располагает к долгому бодрствованию.

Михаил Визель, шеф-редактор

Люди наших занятий каждую неделю должны читать книги, которые представители других специальностей читают для удовольствия. Поэтому для удовольствия мы читаем довольно специальную литературу – книжки, о которых не нужно писать немедленно, но которые пригодятся в будущем. Может быть, даже не очень отдалённым. Кроме того, в выборе моего «летнего чтения» большую роль играет то, что я в состоянии и даже обязан читать по-итальянски, но делаю это слишком мало. Так что в этом августе я хочу освоить и, может быть, даже со временем перевести, если найдутся заинтересованные издатели, две по-разному любопытные итальянские книжки.

Первая – это антология «Documenti su “Il nuovo medioevo”» (Valentino Bompiani, Milano, 1973).

Попала ко мне в руки она кружным путем. Заглавное эссе этой антологии – манифест Умберто Эко «Средние века уже начались» циркулирует среди русских интеллектуалов уже довольно давно, с 1994 года, когда его перевод был опубликован в четвертом номере журнала «Иностранная литература» и вызвал тогда немалый переполох: как это, Средние века?! У нас же сплошной конец истории и дивный новый мир! Но уже 11 сентября 2001 года стало ясно, что триумф нового мира откладывается. А еще позднее он отложился на неопределенный срок.

В начале этого года я в очередной раз хотел процитировать пассаж из этого эссе в каком-то соцсетевом споре, и на сей раз решил подкрепить цитату итальянским оригиналом. Ища который, обнаружил, что знаковое эссе Эко входит в состав антологии, содержащей еще три эссе таких же университетских интеллектуалов, каким был тогда будущий автор «Имени Розы», с названиями одно другого краше: «Власть, группы и конфликт в нео-феодальном обществе» Фурио Коломбо; «Сценарий власти» Франческо Альберони; и «Город и общество на пути к новому Средневековью» Джузеппе Сакко. Нечего и говорить, что я немедленно попросил привезти мне эту книжку, благо найти ее (оригинальное издание!) труда не ставило, спасибо нынешнему самому знаменитому молодожёну мира Джефу Безосу. И сейчас, полвека спустя, мы можем оценить, в чем современные итальянские гуманисты, наследники Петрарки и Альберти, перестраховались, а в чем, увы, оказались правы.

Вторая тоже имеет прямое отношение к Средневековью, но в другом роде. Это недавний роман современного итальянского писателя Альдо Нове «Весь свет мира» (Aldo Nove. «Tutta la luce del mondo» – Bompiani, Milano, 2014), посвященный Франциску Ассизскому. Я давно лично знаком с автором, и мне понравилось начало этой книги: «В Средние века всё было удивительным. В том смысле, что всё вызывало удивление. Были чудеса, и вещи не были просто вещами, и вода не была просто водой, и небо было чем-то бòльшим, чем небо». Прочитав его в книжном магазине в Казерете, я купил книжку – но всё никак руки не доходили. А тут обнаружил, что в будущем году исполняется 800 лет со дня смерти св. Франциска – что ж, кажется, пора ознакомиться. Во всех смыслах пора.

Андрей Мягков, редактор

Читательские планы на оставшееся лето просты и понятны, как математика за третий класс. Во-первых, полноценно добраться до новеньких «Свечей Апокалипсиса» Татьяны Замировской. Там молодая писательница, недвусмысленное альтер-эго автора, продает дорогущие дизайнерские свечи в Нью-Йорке и, кажется, по-чеховски безуспешно коммуницирует с покупателями. Люблю частное, обманчиво невесомое и трагикомичное, а еще люблю, как пишет Замировская – и все-то тут сошлось.

Во-вторых, жажду прочитать давно отложенные «Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами» биолога Ирины Якутенко. Полезно ведь знать, как устроена твоя голова и как по-научному забороть прокрастинацию. Ну или хотя бы попытаться.

Татьяна Шипилова, редактор соц.сетей

А я вообще поняла, что летом мои мозги плавятся после нагруженного учебного года и даже сейчас им нет отдыха, потому что я каждый божий день придумываю кучу вариантов креативных эссе для ДВИ в МГУ и прочие вузы своим ученикам, поэтому ну очень хотела все лето читать какую-нибудь глупую романтическую ерунду и ни о чем не думать! Но что-то как-то пока ни Литнет, ни Литрес ничего толкового не предложили, и все пошло не по плану: перечитала «Роман в письмах» Пушкина, взялась за третий том «Войны и мира». В 33 года этот роман воспринимается совсем иначе, чем в 18 и в 25 – и это хоть и банальный, но все же кайф! (Это слово же можно еще использовать?) А для своей научной работы, чтобы настроиться, читаю «Шекспира» А. Аникста и работы разных лет М. Бахтина, в основном это черновики незаконченных статей. Стыдно признаться, но читаю уже очень долго, по чайной ложке, но хорошо помогает немного взбодрить мозг, отвлечься от преподавательской и настроиться на научную работу…

Екатерина Коновалова, редактор новостей

Я попытаюсь объять необъятное, а именно – постичь историю жанра «роман», читая книгу франко-румынского литературоведа и критика Томы Павела «Жизнь романа: краткая история жанра». Книга вышла в начале 2025 года в моем любимом издательстве Ad Marginem.

Автор показывает бесконечный и напряженный диалог романов разных эпох друг с другом. Так, идеализм античности до сих пор говорит с модернизмом XX–XXI веков.

В своих рассуждениях Тома Павел отсылает читателя ко множеству романов – известных и не очень. Обнаружив, что некоторые упомянутые книги были мною забыты, я вознамерилась как можно скорее перечитать их. Это и «Принцесса Клевская» Мадам де Лафайет, и «Крошка Доррит» Диккенса, и «Доктор Фаустус» Манна... К моему счастью, программа чтения теперь расписана не только на лето, но и на осень.

Ирина Зайцева, контент-менеджер

Уже отбыла в отпуск - в котором намерена освежить, в том числе, впечатление от "Посмертных записок Пиквикского клуба" Чарлза Диккенса.