Михаил Визель, шеф-редактор
Люди наших занятий каждую неделю должны читать книги, которые представители других специальностей читают для удовольствия. Поэтому для удовольствия мы читаем довольно специальную литературу – книжки, о которых не нужно писать немедленно, но которые пригодятся в будущем. Может быть, даже не очень отдалённым. Кроме того, в выборе моего «летнего чтения» большую роль играет то, что я в состоянии и даже обязан читать по-итальянски, но делаю это слишком мало. Так что в этом августе я хочу освоить и, может быть, даже со временем перевести, если найдутся заинтересованные издатели, две по-разному любопытные итальянские книжки.
Первая – это антология «Documenti su “Il nuovo medioevo”» (Valentino Bompiani, Milano, 1973).
Попала ко мне в руки она кружным путем. Заглавное эссе этой антологии – манифест Умберто Эко «Средние века уже начались» циркулирует среди русских интеллектуалов уже довольно давно, с 1994 года, когда его перевод был опубликован в четвертом номере журнала «Иностранная литература» и вызвал тогда немалый переполох: как это, Средние века?! У нас же сплошной конец истории и дивный новый мир! Но уже 11 сентября 2001 года стало ясно, что триумф нового мира откладывается. А еще позднее он отложился на неопределенный срок.
В начале этого года я в очередной раз хотел процитировать пассаж из этого эссе в каком-то соцсетевом споре, и на сей раз решил подкрепить цитату итальянским оригиналом. Ища который, обнаружил, что знаковое эссе Эко входит в состав антологии, содержащей еще три эссе таких же университетских интеллектуалов, каким был тогда будущий автор «Имени Розы», с названиями одно другого краше: «Власть, группы и конфликт в нео-феодальном обществе» Фурио Коломбо; «Сценарий власти» Франческо Альберони; и «Город и общество на пути к новому Средневековью» Джузеппе Сакко. Нечего и говорить, что я немедленно попросил привезти мне эту книжку, благо найти ее (оригинальное издание!) труда не ставило, спасибо нынешнему самому знаменитому молодожёну мира Джефу Безосу. И сейчас, полвека спустя, мы можем оценить, в чем современные итальянские гуманисты, наследники Петрарки и Альберти, перестраховались, а в чем, увы, оказались правы.
Вторая тоже имеет прямое отношение к Средневековью, но в другом роде. Это недавний роман современного итальянского писателя Альдо Нове «Весь свет мира» (Aldo Nove. «Tutta la luce del mondo» – Bompiani, Milano, 2014), посвященный Франциску Ассизскому. Я давно лично знаком с автором, и мне понравилось начало этой книги: «В Средние века всё было удивительным. В том смысле, что всё вызывало удивление. Были чудеса, и вещи не были просто вещами, и вода не была просто водой, и небо было чем-то бòльшим, чем небо». Прочитав его в книжном магазине в Казерете, я купил книжку – но всё никак руки не доходили. А тут обнаружил, что в будущем году исполняется 800 лет со дня смерти св. Франциска – что ж, кажется, пора ознакомиться. Во всех смыслах пора.
Андрей Мягков, редактор
Читательские планы на оставшееся лето просты и понятны, как математика за третий класс. Во-первых, полноценно добраться до новеньких «Свечей Апокалипсиса» Татьяны Замировской. Там молодая писательница, недвусмысленное альтер-эго автора, продает дорогущие дизайнерские свечи в Нью-Йорке и, кажется, по-чеховски безуспешно коммуницирует с покупателями. Люблю частное, обманчиво невесомое и трагикомичное, а еще люблю, как пишет Замировская – и все-то тут сошлось.
Во-вторых, жажду прочитать давно отложенные «Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами» биолога Ирины Якутенко. Полезно ведь знать, как устроена твоя голова и как по-научному забороть прокрастинацию. Ну или хотя бы попытаться.
Татьяна Шипилова, редактор соц.сетей
А я вообще поняла, что летом мои мозги плавятся после нагруженного учебного года и даже сейчас им нет отдыха, потому что я каждый божий день придумываю кучу вариантов креативных эссе для ДВИ в МГУ и прочие вузы своим ученикам, поэтому ну очень хотела все лето читать какую-нибудь глупую романтическую ерунду и ни о чем не думать! Но что-то как-то пока ни Литнет, ни Литрес ничего толкового не предложили, и все пошло не по плану: перечитала «Роман в письмах» Пушкина, взялась за третий том «Войны и мира». В 33 года этот роман воспринимается совсем иначе, чем в 18 и в 25 – и это хоть и банальный, но все же кайф! (Это слово же можно еще использовать?) А для своей научной работы, чтобы настроиться, читаю «Шекспира» А. Аникста и работы разных лет М. Бахтина, в основном это черновики незаконченных статей. Стыдно признаться, но читаю уже очень долго, по чайной ложке, но хорошо помогает немного взбодрить мозг, отвлечься от преподавательской и настроиться на научную работу…
Екатерина Коновалова, редактор новостей
Я попытаюсь объять необъятное, а именно – постичь историю жанра «роман», читая книгу франко-румынского литературоведа и критика Томы Павела «Жизнь романа: краткая история жанра». Книга вышла в начале 2025 года в моем любимом издательстве Ad Marginem.
Автор показывает бесконечный и напряженный диалог романов разных эпох друг с другом. Так, идеализм античности до сих пор говорит с модернизмом XX–XXI веков.
В своих рассуждениях Тома Павел отсылает читателя ко множеству романов – известных и не очень. Обнаружив, что некоторые упомянутые книги были мною забыты, я вознамерилась как можно скорее перечитать их. Это и «Принцесса Клевская» Мадам де Лафайет, и «Крошка Доррит» Диккенса, и «Доктор Фаустус» Манна... К моему счастью, программа чтения теперь расписана не только на лето, но и на осень.
Ирина Зайцева, контент-менеджер
Уже отбыла в отпуск - в котором намерена освежить, в том числе, впечатление от "Посмертных записок Пиквикского клуба" Чарлза Диккенса.