Текст: Андрей Васянин/РГ
Первыми на выставку пришли те, для кого ее придумывали. Был брошен клич по соцсетям - и не успел закончиться вернисаж в Доме Остроухова в Трубниках, филиале Гослитмузея, как первый зал выставки "Искусство видеть сказку. Уроки Виктора Чижикова" заполнили школьники. Их ждал квест по произведениям одного из лучших отечественных иллюстраторов - надо было вспоминать обложки книжек - в какой сказке Чижиков изображал редьку, проходить оформленные художником в свое время настольные "бродилки"...
А некоторые просто макали приготовленные перьевые ручки в чернила и выводили буквы в прописях, как их дедушки и бабушки, в окружении героев оформленных Чижиковым "школьных" сказок - "Аля, Кляксич и буква А", "В стране невыученных уроков", "Сказка о потерянном времени". Буквы всегда были выигрышным материалом для художников, а Чижиков из азбучных углов, округлостей и перпендикуляров воссоздавал окружающие нас характеры и типажи. "В", вагоновожатая - тут веселая тетя в белой в горошек рубашке, гнусавая "Г" наклонилась под прямым углом к Але и букве "А". Всего лишь из точки с запятой Чижиков собирает фигуристую даму-вахтершу.
Нет в России человека, который, посмотрев на акварели или гуаши Чижикова, не вспомнил бы: да-да, конечно, я читал Волкова, Родари, Чуковского, Усачева, Токмакову и многих-многих других с этими самыми иллюстрациями. Зинаида Сергеевна Чижикова, вдова художника, передала музею более 2 тысяч работ Виктора Александровича, поэтому можно смело сказать, что в фондах ГМИРЛИ имени Даля находится целый музей Чижикова.
По залам выставки "Искусство видеть сказку..." идешь и словно перелистываешь свои детские книжки, рисунки, которые ты не уставал в детстве пересматривать, и сегодня помнишь их до последней полоски на тельняшке пышноусого Бармалея. И с удовольствием отмечаешь знакомые хитрые прищуры и наивные взгляды героев, фигурки, зависшие в прыжках и гордо шлепающие по тропинкам. Физиономии созданы, казалось бы, одними и теми же приемами - нос пуговкой, глаза вытаращены и так далее... Но получаются герои всегда разными и при этом родными, чижиковскими.
Настроение на выставке повышается независимо от твоих обстоятельств. Все герои тут если не веселые, то смешные. Волк, как бы он ни скалил острые зубы, напоминает лохматого колобка, у страшного пирата, грозящего пистолетом, впереди всего два зуба, а у людоеда, занесшего меч над Элли, вместо шапки - ковшик с ручкой. Про трусливого льва, у которого грива на рисунке юбиляра свисает, как патлы у молодого Мика Джаггера, и говорить нечего.
И стар, и мал требовали и требуют Чижикова. Сергей Михалков, принося в "Мурзилку" новые стихи, желал, чтоб их иллюстрировал Виктор Александрович. Мамы в книжных магазинах просят "Чипполино" с иллюстрациями автора олимпийского Мишки. Последний на выставке, конечно же, присутствует - в эскизах, матрешках и даже керамических статуэтках. Чижиков создал около 100 вариантов талисмана Олимпиады, пока не пришел к Мишке, который взлетел над Лужниками.
А через много лет суд определил, что у летающего Мишки - свой автор, а Чижиков только нарисовал рисунок…