09.08.2025
Читалка

«Сахарная пудра» Маргариты Полонской

Фрагмент необычной книги, героиня которой после полуночи превращается в насекомое — но замешан тут не Кафка, а ее контролирующая мать

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлен издательством
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлен издательством

Текст: ГодЛитературы.РФ

«Сахарная пудра» Маргариты Полонской — роман, в котором чего только нет: магический реализм, индустриальный триллер, камерная психологическая проза, щепотка Кафки... Судите сами: одна из героинь, Валерия, днем выглядит как человек, но после полуночи превращается в насекомое. Жить двойной жизнью и так непросто, так еще и мать контролирует каждый шаг. По маминым круассанам сходит с ума весь город, но Валерию не волнует успех кондитерской — она мечтает лишь о побеге. А еще тут есть закрытый лабораторный комплекс и загадочная фиолетовая пыльца, превращающаяся в итоге в «сахарную пудру»...

«Сахарная пудра» — это рассказ о механике утрат, о контроле, который становится формой любви и способом выжить после личной катастрофы. Особенностью романа становится контраст между стерильной наукообразной оболочкой и внутренней теплотой, порождаемой маленькими заботами и ритуалами.

Предлагаем прочитать фрагмент.

Глава 2

Марина Сергеевна просыпается в шесть утра без будильника. Глаза открываются сами собой, из сна она выходит быстро, не запоминая события. Быстро умывается прохладной водой, один раз промокает лицо вафельным полотенцем. Чистит зубы короткими резкими движениями. Расчесывает волосы мягкой щеткой, стараясь не смотреть на свое лицо в зеркало — оно никогда ей особенно не нравилось, а тратить силы на то, чтобы грустить по этому поводу, не хочется.

Спортивный лифчик под тон кожи, удобная хлопковая темно-серая футболка и черные джинсы на резинке, чтобы ничего не давило. Черный кардиган почти до пола, без пуговиц, связанный крючком на заказ, делает ее образ деловитым, так же как дорогие простые черные балетки и маленькая сумочка локального бренда из экокожи. Сумку они с дочкой выбрали вместе, когда еще не случилось то, что случилось.

Далее по расписанию кормление малышей. Крошечек. В отдельной комнате, куда можно попасть только по паролю — дата рождения ее племянницы, сложенная с датой открытия «Кру». Толстая дверь открывается подобно холодильнику, оттуда исходит еле различимый в полной тишине шорох, будто где-то вдалеке ветер задевает мишуру. В маленьких стеклянных ванночках купаются насекомые — синие прозрачные крылышки (слишком короткие для полета), золотое тельце, оранжевая щетина на лапках. Нечто среднее между гусеницей и сверчком.

— Ну как спалось?

Никто ей не отвечает, но знакомый властный голос они узнают и просыпаются, выходят на сухую часть ванночек и отряхивают крылышки. Марина Сергеевна бросает взгляд на большую ванну в дальнем углу. Она пустая и единственная не подсвечивается лампой. Судя по размеру, в нее мог бы поместиться человек.Марина Сергеевна спешит отвлечь себя от грустных мыслей.

Все стеклянные емкости — домики насекомых соединяются стеклянными длинными коридорами-нитями, они ведут к теплой липкой массе, в которую можно впиться лапками и под воздействием прямых лучей лампы отложить блестящую икру-пыльцу, которая на вид как сахарная пудра, только фиолетовая.

Всего в комнате около тридцати насекомых, к каждому Марина Сергеевна обращается по имени. Она, надев перчатки, меняет длинную лампу над одним из домиков, свет снова загорается, житель домика просыпается. Вовремя успела! Марина Сергеевна сверяет показатели температуры и силу вентиляции, вносит все в таблицу, ставит подпись, хотя никто, кроме нее, доступа в помещение не имеет и все таблицы заполняет она одна.

Далее Марина Сергеевна берет швабру и проходит по полу несколько раз. После выставляет швабру за дверь. Тонким пинцетом собирает икру-пыльцу, кладет немного на чашку Петри, поливает заранее приготовленным и настоявшимся за несколько суток голубым раствором. Цвет икры-пыльцы с фиолетового меняется на белый, который переливается на свету. Проба удалась, этот материал можно забирать на реализацию.

Марина Сергеевна делает записи в толстую тетрадь — никакой цифровизации из-за риска утечки данных. Она собирает белый материал в небольшой контейнер, заворачивает его в герметичный пакет, устанавливает на пакете датчик регулировки температуры и кладет в свою красивую сумочку. Что-то дописывает в тетрадь, последний лист! Нужно закупить еще тетрадей — как быстро летит время!

— Ну все, я побежала!

Она недолго стоит и смотрит на процессы, которые происходят здесь и сейчас при ней, благодаря ей. Она обожает чувство контроля, удовлетворения от четко налаженных процессов, ей нравятся гладкие чистые поверхности всех резервуаров и ванночек. Если бы можно было позвать художника и запечатлеть это, получился бы шедевр.

Эта комната — единственное место в мире, где Марина Сергеевна чувствует себя счастливой. Ковырялась бы тут полдня. Но надо уже идти.

В соседней комнате света нет, едва можно различить силуэты огромных зеленых щупалец, которые, как ползучий сорняк, заполнили собой все помещение. Через вентиляционные отверстия они могут проникать куда захотят, их длине нет предела.

— Она что-нибудь мне передала?

Кончики щупалец поменяли цвет с зеленого на синий — по этому признаку Марина Сергеевна понимает, что Валерия домой не вернется.

— Принято, отдыхай.

Далее подъем на второй этаж, где помещение выглядит как обычная квартира: гостиная, маленькая тесная кухня, совмещенный санузел. Косметический ремонт своими руками. Такую квартиру легко встретить на сайте посуточной аренды. Все здесь непримечательное, стандартное, не за что зацепиться взглядом.

В коридоре в удобном массажном кресле спит охранник. Георгий Петрович — человек приличный, опрятный, пунктуальный. Никогда не позволяет себе фамильярности. Золото, а не Георгий Петрович. Спать ему разрешается, так как спит он чутко. Услышав шаги начальницы, он спокойно открывает глаза и застегивает две верхние пуговицы рубашки, идет умыть лицо и шею в небольшой раковине, расположенной прямо рядом с ним в коридоре.

— Доброе утро, Георгий Петрович!

— Доброе утро, Марина Сергеевна!

Минутка есть?

Марина Сергеевна нажимает кнопку «вкл» у кофемашины и смотрит в блокноте, лежащем на столе, свое расписание.

— Да, есть.

— Вот присмотрел несколько вариантов бронированного стекла на машину, смету на почту скинул, как посмотрите, скажите, я знаю, где сейчас взять с хорошей скидкой.

— Посмотрю, посмотрю.

Она включила телефон, и он выдал ей воспоминание двухлетней давности. Они с Валерией в парке едят мороженое. Валерия выпросила разрешение покрасить временной краской несколько прядей в фиолетовый. Они только после салона красоты, еще ни разу за день не поссорились.

Марина Сергеевна заставляет свой указательный палец двинуть вправо по экрану, и воспоминание исчезает, вместе с ним и грусть. Она изучает смету.

07:30.

В кондитерскую Марина Сергеевна заходит только после того, как Георгий Петрович переговорит с начальником охранной смены и убедится, что все в порядке. Далее он сам, никому не доверяя, открывает дверцу машины с тонированными стеклами, и Марина Сергеевна проходит в сторону «Кру».

Дверь уже держит начальник охранной смены и сразу за ними ее захлопывает. До открытия кондитерской остается три часа.